Эстафетный бег. Техника, правила, виды, дистанции. Что такое спортивная эстафета? Легкая атлетика. Виды спорта Соревнования по бегу в эстафете

Единственной командной дисциплиной в легкой атлетике является эстафета, которая традиционно проводится в заключительной части соревнований. Участниками дисциплины становятся наиболее подготовленные спортсмены, которые с большей вероятностью принесут результат.

Эстафетный бег – это дисциплина легкой атлетики, в которой результат достигается командными, а не индивидуальными усилиями. Классические соревнования проводятся исключительно на стадионе, но отдельные вариации эстафет могут проходить по шоссе.

Техника эстафетного бега

Технический аспект эстафеты ничем не отличается от за исключением передачи палочки между участниками одной команды. В забеге принимают участие 4 спортсмена, которые распределяются по всей длине круга на расстоянии 100 метров между собой непосредственно перед стартом.

Участник, бегущий на первом этапе, занимает положение низкого старта. Эстафетная палочка находится в правой руке согласно правилам соревнований. По команде “на старт” спортсмен снимает тренировочный костюм и направляется на дорожку. Сигнал “внимание” звучит после того, как все бегуны первого отрезка зафиксируют положение тела. Сигнал “марш” выполняется выстрелом с пистона или махом флага.

Участники первого этапа бегут по виражу, поэтому после старта прижимаются к левой стороне дорожки, чтобы сократить длину дистанции. При этом наступать на левую линию дорожки запрещено.

Спортсмен на втором отрезке занимает положение высокого старта. Когда до участника второго этапа остается 20 метров, второй спортсмен начинает разбег. Сократив расстояние до нескольких метров 1 номер говорит “Оп” и выставляет правую руку с эстафетной палочкой вперед. Второй спортсмен отводит левую руку назад ладонью вверх. После передачи эстафеты спортсмен 1 этапа медленно останавливается и остается на своей дорожке. Получивший палочку бегун сокращает дистанцию до третьего спортсмена. Третий передает четвертому.

Когда четвертый участник команды получил эстафету, он начинает заключительный отрезок эстафеты. Ему не нужно передавать палочку, поэтому 4 отрезок показывает лучший результат. Как правило, на заключительный этап выставляется лидер, который обладает большей скоростью.

Финиширование в эстафете идентично бегу на короткие дистанции и производится тремя способами:

  1. Пробеганием
  2. Рывок грудью вперед
  3. Финиш боком

После финиша легкоатлет постепенно снижает скорость, после чего переходит на ходьбу. Рекомендуется снижать скорость на протяжении 30-50 метров.

Виды эстафетного бега

Существуют разновидности эстафет, которые регламентируются Международной ассоциацией легкоатлетических федераций (IAAF) и позволяют устанавливать мировые рекорды. Также существуют нетрадиционные эстафетные дистанции.

ИААФ регламентирует:

  • Олимпийские дистанции 4 по 100 и 4 по 400 метров. Забеги проводятся для представителей женских и мужских команд.
  • Мировые рекорды могут быть установлены в беге на 4×100, 4×200, 4,400 и 4×800 метров для женщин и мужчин.
  • Также мужчины имеют возможность установить рекорд на 4×1500 м.

Нетрадиционные дистанции:

  • Шведская эстафета, когда участники бегут отрезки 100x200x400x800 метров или в обратном порядке. При этом состав может быть смешанным.
  • Эстафеты, создаваемые организатором для спортивного праздника, могут иметь любой вид. Но фиксирование рекордов допустимо только на уровне непосредственно праздника, если таковой проводится регулярно.

Соревнования по беговым эстафетам проводятся согласно установленным правилам. Если соревнования носят не официальный характер, правила становятся рекомендацией к проведению.

Правила эстафетного бега

Правила соревнований регламентируются ИААФ и становятся обязательными для выполнения на всех официальных соревнованиях. Если соревнования проходили без строго соблюдения правил, тогда результаты признаются недействительными на международной арене.

Длина эстафетной палочки 28-30 см, окружность 12-13 см, а масса 50-150 грамм. Изготавливается из древесного, металлического или пластмассового материала в виде полой трубки. Цвет красный, желтый, оранжевый или любой другой, который будет легко различим для судей и болельщиков.

Эстафетная палочка должна находиться в руках участников команды от старта и до финиша. При этом существует правило, согласно которому передача осуществляется из правой руки в левую, а из левой в правую. Таким образом, с палочкой в правой руке бегут 1 и 3, а в левой 2 и 4 этапы.

Передача производится в 20-метровой зоне. Если эстафета была передана до или после указанной зоны команда дисквалифицируется. Палочка должна вкладываться в руку, т.е. ее нельзя бросать или перекатывать. Если палочка упала, то поднять ее разрешается спортсмену, который нес эстафету. В противном случае снимается вся команда.

Каждый спортсмен бежит по своей дорожке от 1 до 4 этапа. Каждый участник может бежать только один отрезок. Если эстафету пробежало 3 и менее человек, тогда команда снимается с эстафеты. Любое нарушение одного из спортсменов является поводом для дисквалификации всей команды.

Если эстафета подразумевает отрезки 400 и более метров, тогда после первого круга разрешается бег по общей дорожке. При этом старт и первый этап проходят по отдельным дорожкам.

Тест об эстафетном беге

Начать!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Днепропетровский государственный институт физической культуры и спорта

На тему: "Эстафетный бег"

Выполнила: студентка группы С-14-2

Шлычкова Д.М.

Днепропетровск 2016

Содержание

  • Понятие эстафетного бега
  • Правила эстафетного бега
  • Литература

Понятие эстафетного бега

Эстафетный бег - это один из видов легкоатлетического бега, в котором принимает участие не один атлет, а команда бегунов. От слаженности и подготовки команды зависит конечный результат соревнований. Основная задача бегунов, как можно быстрее пробежать свой этап и передать эстафетную палочку участнику своей команды. Победителем станет та команда, которая быстрее остальных добежит и пронесет палочку от старта до финиша состязания. Иногда используют вместо палочки эстафетную ленту.

Эстафетный бег впервые стали рассматривать как вид легкоатлетических соревнований в начале 19 века. Он был включен в программу 4-х Олимпийских игр.

Сегодня эстафетные беговые соревнования проводят как в Олимпийских играх, так и в школах, спортивных учреждениях, на уличных дорогах и беговых дорожках стадионов .

Виды эстафетного бега :

§ Официальные эстафеты для женщин и мужчин: 4 на 100, 4 на 200, 4 на 400, 4 на 800 м;

§ Официальная эстафета для мужчин - 4 на 1500 м;

§ Олимпийские эстафеты для женщин и мужчин: 4 на 100 м и 4 на 400 м;

§ "Шведская эстафета" - 800/400/200/100 м или 100/200/400/800 м;

§ Любительские, школьные эстафеты - дальность этапов выбирается организаторами самостоятельно.

В эстафетах на короткие дистанции команды бегут каждая по своей дорожке. На 1-м этапе и до 1-го поворота 2-го этапа эстафеты 4 на 400 м участники бегут каждый по своим дорожкам, а после по общей дорожке. На стадионах эстафетный бег осуществляется по кругу беговых дорожек. Уличные эстафеты имеют этапы разной протяженности. Такие эстафеты в основном смешанные, то есть участники разных возрастов и полов. Есть эстафеты, где старт находится в разных местах, а финишируют бегуны в одной точке. В школах обычно проводят встречные эстафеты.

Главная задача бегунов правильно передать эстафетную палочку на большой скорости. Палочки могут быть деревянные или металлические. Их длина достигает 30 см. В эстафетах на короткие дистанции могут не использовать палочку. Бегуны 1-го этапа начинают бег с низкого старта, держа палочку в правой руке. Затем они передают из правой руки в 20-ти метровой зоне свою эстафету следующему бегуну в левую руку, и т.д. Существует несколько способов передачи палочки: с переменой руки и без. Принимающий может перекладывать из одной в другую руку палочку, а может не перекладывать, и передать ее следующему той же рукой, какой и взял ее. Если бегун уронил палочку, то он и должен поднять ее той рукой, в которой она была до падения. Эстафету передают строго в выделенной зоне - от 10 м до конца 1-го этапа до 10 м начала 2-го этапа. Не соблюдение правил грозит дисквалификацией всей команды.

Расстояние между бегущими во время передачи эстафеты равняется длине вытянутых рук принимающего и передающего палочку. Палочка может передаваться или снизу вверх или сверху вниз. Участник, принимающий эстафету, стартует с низкого или высокого старта. Скорость, синхронность шагов, степень разгона, ритмичность бега, слаженность передачи палочки участниками, все это залог победы команды.

Правила эстафетного бега

Все спортсмены занимают свои стартовые позиции - команда "На старт!". Команда "Внимание!" - готовятся к старту, прекратив всякие движения в ожидании последнего сигнала - "Марш!" - участники стартовали! Вообще команда "внимание" дается только в спринте.

В ходе бега участникам запрещено препятствовать друг другу, хотя контакты все же бывают, иногда часто. При передаче эстафеты запрещено помогать одному бегуну другому, например, подталкивать его в спину для ускорения. Бегун, передавший эстафету и закончивший свой этап, не должен препятствовать остальным участникам эстафеты.

Передача эстафетной палочки происходит в движении обоих участников, в специально предназначенной 20-ти метровой зоне.

При беге на дистанции от 100 до 400 метров, спортсмены бегут каждый по своей дорожке, при дистанциях от 600 до 800 метров, каждый также начинает на своей дорожке, через 200 метров выходят на одну общую.1 000 метров и более начинают старт общей группой у линии, обозначающей старт. В ситуации, когда участников много, проводят несколько этапов, чтобы создать более комфортные условия для бега.

Выиграл тот, кто первый пересек линию финишной черты. Пересечением линии финишной черты считается перенесение туловище через черту.

Эстафетный бег не засчитывается в случаях когда:

· эстафетная палочка утеряна;

· один из участников не пробежал свой путь

Эстафетный бег (4x100 м, 4x200 м) проводится по отдельным дорожкам, а в остальных эстафетах - по общей дорожке. Первый этап или часть его можно пробегать по отдельным дорожкам.

Наряду с эстафетным бегом на беговой дорожке стадиона проводятся эстафетные соревнования на улицах города с этапами разной длины. Как правило, эти соревнования проводятся для смешанных команд, в которые входят мужчины и женщины, а иногда и участники различных возрастных групп. Легкоатлеты участвуют в соревнованиях, в которых часть этапов преодолевают велосипедисты, мотоциклисты, гребцы на разных судах, пловцы и др.

Важнейшими факторами результативности эстафетной команды являются :

1. показатели индивидуальных результатов спортсменов на соответствующих дистанциях;

2. надежность передачи эстафетной палочки;

согласованность действий партнеров команды;

3. целостность единого коллектива.

Техника эстафетного бега на короткие дистанции

На 1-м этапе бег начинается с низкого старта. Бегун держит эстафету в правой руке, сжимая ее конец тремя или двумя пальцами, а большим и указательным опирается на грунт у стартовой линии (рис.46).

Бег со старта и по дистанции не отличается от обычного бега на 100 и 200 м. Сложность техники эстафетного бега заключается в передаче эстафеты на высокой скорости в ограниченной зоне. Для передачи эстафеты установлена 20-метровая зона. Она начинается за 10 м до конца одного этапа и продолжается на 10 м вперед от начала другого. Принимающий эстафету имеет право начинать разбег за 10 м до начала зоны передачи. Это позволяет достигнуть более высокой скорости.

Существует два способа передачи эстафетной палочки (рис.47).

Передача эстафетной палочки по этапам в беге 4x100 м проводится следующим образом. Стартующий на 1-м этапе держит эстафету в правой руке и бежит возможно ближе к бровке. Ожидающий его второй бегун стоит ближе к наружному краю своей дорожки и принимает эстафету левой рукой. Он пробегает прямую (вторые 100 м) по правой стороне своей дорожки и передает эстафету левой рукой в правую руку третьего участника, бегущего по левой стороне дорожки. Четвертый бежит по правой части дорожки и принимает эстафету левой рукой. Другой способ передачи (с перекладыванием бегуном принятой эстафеты из одной руки в другую) в эстафете 4x100 м менее эффективен.

Спортсмены, бегущие на 2, 3 и 4-м этапах, используют зоны разбега (10 м) и передачи (20 м), чтобы получить эстафету на максимальной скорости и пробежать свой этап с ходу. Для решения этой задачи бегун, принимающий эстафету, занимает позу, близкую к позе низкого старта (рис.48).

Встав правой ногой у линии, обозначающей начало разбега, он левую ногу ставит вперед, опирается правой рукой о дорожку, а левую руку отводит вверх-назад. В этом положении спортсмен смотрит назад под левое плечо на приближающегося бегуна. Бегун 1-го этапа приближается с максимальной скоростью к зоне передачи. Когда до зоны разбега ему остается 9-11 м, бегун 2-го этапа стремительно начинает бег вдоль правого края своей дорожки, стараясь развить возможно большую скорость, чтобы за 2-3 м до конца зоны догоняющий его бегун мог передать ему эстафету. Расстояние между бегунами во время передачи (1-1,3 м) равно длине отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине вытянутой вперед руки бегуна, передающего ее (рис.49).

Расстояние может увеличиваться за счет наклона туловища бегуна, передающего эстафету.

Скорость бегуна на этапах спринтерской эстафеты должна быть максимальной, ее нельзя снижать в зонах передачи. Показателем, характеризующим эффективность техники, может служить время прохождения бегуна с эстафетной палочкой 20-метровой зоны передачи. У спринтеров-мужчин высокой квалификации это расстояние преодолевается за 2,0 с и меньше, у женщин - за 2,2 с и меньше. Следовательно, стартующему бегуну необходимо почти полностью использовать 30-метровое расстояние, чтобы набрать самую высокую скорость. Лучше всего, если скорость бегунов в момент передачи эстафеты будет одинакова.

До момента передачи эстафеты у обоих бегунов руки движутся как в спринте. Но как только бегун приблизится к принимающему эстафету на расстояние, нужное для передачи, он дает сигнал "хоп". По этому сигналу принимающий эстафету, не снижая темпа и не нарушая ритма бега, выпрямляет левую (для бегунов 2-го и 4-го этапов) руку с опущенной кистью (отведенный большой палец образует с остальными пальцами угол, открытый книзу). В это мгновение бегун, передающий эстафету, быстро вытягивает правую руку и движением снизу вперед и слегка вверх точно вкладывает эстафету в кисть принимающего. Еще лучше, если принимающий эстафету отбрасывает руку назад не по сигналу "хоп", а в момент, когда достигает отметки, установленной в процессе тренировки. Разумеется, такой способ требует хорошей согласованности в действиях бегунов.

Для точности передачи эстафеты важно еще в ходе занятий определить момент начала бега принимающего. Для этого на некотором расстоянии перед линией разбега делается отметка. В момент, когда бегун, передающий эстафету, достигнет этой отметки, принимающий стремительно начинает бег вдоль правого края своей дорожки, стараясь развить возможно большую скорость (рис.50).

Расстояние до отметки должно быть таким, чтобы бегун с эстафетой догнал принимающего точно у места, намеченного для передачи (за 4-5 м до конца зоны). В процессе тренировки и на прикидках отметка уточняется, причем это расстояние можно определить следующим образом (В. Кривозубов, 1984): вначале определяется место передачи эстафеты (S = 25 м), затем определяется время пробегания 25 м в стартовом разгоне принимающего эстафету из положения низкий старт с опорой на одну руку (например, t1 = 3,35 с) и последних 25 м передающего эстафету при беге на 75-100 м (t2 = 2,25 с). Далее определяем разницу во времени пробегания 25 м передающим и принимающим - t (3,25-2,25=1,00 с), рассчитываем среднюю скорость бега передающего (25 м: 2,25 с=11,11 м/с) и расстояние, которое он пробегает за время t (11,11x1,00 с=11,11 с). Это расстояние и является оптимальной величиной "форы" между принимающим и передающим без учета реакции на движущийся объект (в среднем запаздывающая реакция принимающего эстафету равна 0,2с). Полная величина "форы" должна включать также длину отрезка, пробегаемого передающим, из-за времени запаздывающей реакции принимающего.

К моменту передачи важно бежать в ногу. Для этого хорошо тренированный бегун на 100 м добивается такого однообразия всех шагов, которое позволяет ему вбегать в зону передачи почти всегда в одном и том же месте, одной и той же ногой. Чтобы убедиться в этом, следует пробежать весь этап и зону 2-3 раза. Если шаги не совпадают, то стартующему в зону нужно приноровиться к шагам другого бегуна.

В эстафетах, где соотношение скорости бега принимающего и передающего бегунов несколько иное (например, 4x200 м, 4x400 м, 800+400+200+100 м), следует делать соответствующие поправки.

В прикидках и соревнованиях в беге на 200 и 400 м нужно определить скорость бега на последних 10 м и на основании этого сделать соответствующие расчеты. Естественно, что чем медленнее бегун заканчивает свою дистанцию, тем меньшим должно быть расстояние от контрольной отметки до начала зоны передачи.

Обучение технике эстафетного бега

Обучать технике эстафетного бега целесообразно после того, как усвоена техника бега на короткие дистанции. Основная задача обучения состоит в том, чтобы научить занимающихся четко передавать и принимать эстафету на высокой скорости бега. Ниже указана последовательность обучения технике эстафетного бега, перечислены частные задачи, средства для их решения и даны методические указания.

Задачи, средства и методы обучения

Задача 1 . Создать представление о технике эстафетного бега.

Средства:

1. Сообщить сведения о видах эстафетного бега.

2. Объяснить и показать технику передачи эстафетной палочки в 20-метровой зоне на максимальной скорости.

3. Показать кинокольцовки передачи эстафеты сильнейшими бегунами.

4. Объяснить значение расчета и точности движений в передаче эстафеты.

Задача 2 . Научить технике передачи эстафетной палочки.

Средства:

1. Объяснением и демонстрацией создать представление о способе передачи эстафетной палочки снизу.

2. Передача эстафетной палочки правой и левой руками, стоя на месте, без предварительной имитации и с предварительной имитацией движений рук при беге.

3. Передача эстафетной палочки по сигналу преподавателя при передвижении шагом.

4. То же по сигналу передающего.

5. Передача эстафетной палочки по сигналу передающего при передвижении медленным, а затем быстрым бегом. Контрольную отметку устанавливает преподаватель (тренер).

6. Передача эстафетной палочки при быстром беге по отдельной дорожке.

Методические указания. Упражнения в передаче эстафетной палочки на месте выполняются парами, двумя шеренгами и по кругу. Передающий находится уступом в противоположную сторону от руки, держащей эстафету. Так же выполняются упражнения в передаче эстафетной палочки в передвижении шагом и медленным бегом.

Задача 3 . Научить старту бегуна, принимающего эстафету.

Средства:

1. Старт на прямой из положения с опорой на одну руку.

2. Старт на отдельной дорожке на повороте (при выходе на прямую) с опорой на одну руку.

3. Старт на отдельной дорожке на прямой (при входе в вираж).

4. Определение расстояния от начала разбега до контрольной отметки.

5. Старт на отдельной дорожке в момент достижения передающим контрольной отметки.

Методические указания. При овладении стартом на дорожке в зоне нужно следить за тем, чтобы принимающий бежал у внешней линии дорожки на 2-м и 4-м этапах и у внутренней - на 3-м этапе. Переходить к изучению старта, согласованного с бегом передающего, целесообразно только после того, как достигнут стабильный навык старта и бега по задней стороне дорожки.

Задача 4 . Добиться передачи эстафеты на максимальной скорости в 20-метровой зоне.

Средства:

1. Передача эстафеты на максимальной скорости в зоне (устанавливаются индивидуальные контрольные отметки для команды по этапам).

2. Командный эстафетный бег на полную дистанцию с участием двух и более команд.

Методические указания. Техника передачи эстафеты изучается и совершенствуется при беге в 1/2-3/4 интенсивности и на максимальной скорости в конце разминки или вскоре после нее.

В основном совершенствование в технике передачи эстафеты проводится парами (связками), которые тренируются на своем месте, т.е. в начале или в конце поворота. Вначале занимаются пары бегунов 1-го и 2-го и 3-го и 4-го этапов. После этого второй бегун совершенствует передачу с третьим, наконец все четверо вместе. Разумеется, эта последовательность в связи с задачами может изменяться. Очень важно, чтобы бегун, передавший эстафетную палочку, выходил со своей дорожки только тогда, когда снизит скорость, а участники других команд, принявшие эстафеты, пробегут вперед.

При составлении команды участников эстафеты следует расставлять по этапам, учитывая следующие обстоятельства. В связи с тем, что бегун, стартующий в зоне, всегда бежит медленнее в момент передачи, нежели догоняющий его бегун, целесообразно ставить на 1-й этап слабейшего, на следующий - второго по силам бегуна и т.д. Это позволит передать эстафету при лучшем соотношении в скорости обоих бегунов. Вместе с тем учитывается и то, что одни спринтеры умеют и любят бегать со старта, а другие имеют худшие результаты в беге со старта, но успешно участвуют в эстафете. Нельзя забывать также тех, кто хорошо бегает по повороту и финишной прямой. После того как все кандидаты в команду детально изучены, следует распределить их по этапам и начать тренировку.

Тренировка в эстафетном беге на короткие дистанции - это в первую очередь спринтерская подготовка и совершенствование техники передачи эстафеты. Основные условия для этого - постоянство состава эстафетной команды и длительная практика. Тренировка эстафетной команды включается как органическая часть в спринтерскую тренировку. Это не должно намного увеличивать нагрузку спортсменов. Например, по ходу тренировочного занятия бегуны должны пробегать несколько раз 100 м. Вместо этого лучше провести эстафету 4x100 м. Бег с ускорениями, с ходу, прикидки могут оканчиваться передачей эстафеты. Ускорения можно начинать вместе с приемом эстафеты и т.д.

Совершенствование в эстафетной технике при беге с максимальной интенсивностью, а также прикидки следует проводить как часть спринтерской тренировки в середине или даже в конце занятий, перед заключительной частью. Особенно важно почаще пробегать всю дистанцию эстафеты: только при этом достигается привычность движений и точный расчет контрольных отметок.

Перед соревнованием в конце разминки следует провести передачу эстафеты в связках. Очень важно при этом установить, если требуется, поправки к расстоянию до контрольных отметок. Это необходимо главным образом при ветре - встречном, попутном.

В процессе тренировки и соревнований постоянный состав эстафетной команды может достигнуть очень большой точности выполнения всех движений.

эстафетный бег короткая дистанция легкоатлетический

Литература

1. .Е. Аракелян, В.П. Филин, А.В. Коробьев, А.В. Левченко избранные главы из учебника "Легкая атлетика"

2. Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 464 с. Подробнее.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие "бег на короткие дистанции". Упражнения анаэробной мощности. Анализ техники спринтерского бега. Биомеханика двойного бегового шага. Виды эстафетного бега. Угловое перемещение тела спортсмена. Физиологическая характеристика спринтерского бега.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2014

    Бег на короткие дистанции является самым древним видом легкоатлетических упражнений. Техника бега. Определение и краткая характеристика. Анализ техники бега. Техники бега на различных спринтерских дистанциях. Обучение технике бега на короткие дистанции.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2009

    История развития спортивного бега на короткие дистанции. Определение и характеристика этого вида спорта. Анализ техники спринтерского бега. Динамика ее совершенствования с ростом квалификации спортсмена. Практические задачи, средства и методы обучения.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2014

    Техника выполнения спортивных упражнений. Последовательность выполнения низкого старта. Бег по дистанции. Работа мышц ног во время бега с высокой скоростью. Физиологические основы бега на короткие дистанции. Усилие бегуна на последних метрах дистанции.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2009

    Методика обучения и совершенствования техники бега (на короткие дистанции, эстафетного, по повороту), финиширования, стартового разгона, вертикальных и горизонтальных препятствий. Освоение правильного держания мяча и хлестообразного рывка метающей руки.

    методичка , добавлен 20.01.2010

    Бег на короткие дистанции в Древней Греции и Олимпийские игры современности. Основы техники бега по дистанции. Методика обучения технике бега на средние дистанции. Характерные ошибки и способы их устранения. Организация и правила проведения соревнований.

    реферат , добавлен 14.05.2012

    Методы тренировки в беге на средние дистанции. Ступени обучения технике ходьбы и бега: дозированная, оздоровительная ходьба, бег трусцой и легкий упругий бег (футинг). Техника бега: опорная и маховая ноги. Результаты испытания методов тренировки на себе.

    презентация , добавлен 18.05.2010

    История барьерного бега. Особенности барьерного бега и достижения выдающихся спортсменов. Характеристики барьерного бега. Тактические и технические характеристики барьерного бега на дистанции 400 м. Биомеханика барьерного бега.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2006

    Техника бега на короткие дистанции. Структура бега на различных спринтерских дистанциях. Задачи, средства и методы подготовки юных спортсменов. Общие основы тренировки. Разработка учебно–тренировочного процесса по подготовке юных бегунов–спринтеров ДЮСШ.

    дипломная работа , добавлен 01.11.2015

    Барьерный бег как один из видов легкой атлетики, история возникновения и развития. Особенности техники этого вида бега, отличия для мужчин и женщин. Этапы прохождения дистанции. Методика обучения техники барьерного бега. Правила организации соревнований.

Понятие эстафетного бега. Эстафетный бег – это один из видов легкоатлетического бега, в котором принимает участие не один атлет, а команда бегунов. От слаженности и подготовки команды зависит конечный результат соревнований. Основная задача бегунов, как можно быстрее пробежать свой этап и передать эстафетную палочку участнику своей команды. Победителем станет та команда, которая быстрее остальных добежит и пронесет палочку от старта до финиша состязания. Иногда используют вместо палочки эстафетную ленту.

Эстафетный бег впервые стали рассматривать как вид легкоатлетических соревнований в начале 19 века. Он был включен в программу 4-х Олимпийских игр. Сегодня эстафетные беговые соревнования проводят как в Олимпийских играх, так и в школах, спортивных учреждениях, на уличных дорогах и беговых дорожках стадионов.

Виды эстафетного бега :

  • Официальные эстафеты для женщин и мужчин: 4 на 100, 4 на 200, 4 на 400, 4 на 800 м;
  • Официальная эстафета для мужчин – 4 на 1500 м;
  • Олимпийские эстафеты для женщин и мужчин: 4 на 100 м и 4 на 400 м;
  • «Шведская эстафета» — 800/400/200/100 м или 100/200/400/800 м;
  • Любительские, школьные эстафеты – дальность этапов выбирается организаторами самостоятельно.

В эстафетах на короткие дистанции команды бегут каждая по своей дорожке. На 1-м этапе и до 1-го поворота 2-го этапа эстафеты 4 на 400 м участники бегут каждый по своим дорожкам, а после по общей дорожке. На стадионах эстафетный бег осуществляется по кругу беговых дорожек. Уличные эстафеты имеют этапы разной протяженности. Такие эстафеты в основном смешанные, то есть участники разных возрастов и полов. Есть эстафеты, где старт находится в разных местах, а финишируют бегуны в одной точке. В школах обычно проводят встречные эстафеты.

Главная задача бегунов правильно передать эстафетную палочку на большой скорости. Палочки могут быть деревянные или металлические. Их длина достигает 30 см. В эстафетах на короткие дистанции могут не использовать палочку. Бегуны 1-го этапа начинают бег с низкого старта, держа палочку в правой руке. Затем они передают из правой руки в 20-ти метровой зоне свою эстафету следующему бегуну в левую руку, и т.д. Существует несколько способов передачи палочки: с переменой руки и без. Принимающий может перекладывать из одной в другую руку палочку, а может не перекладывать, и передать ее следующему той же рукой, какой и взял ее. Если бегун уронил палочку, то он и должен поднять ее той рукой, в которой она была до падения. Эстафету передают строго в выделенной зоне – от 10 м до конца 1-го этапа до 10 м начала 2-го этапа. Не соблюдение правил грозит дисквалификацией всей команды.

Техника эстафетного бега

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Техника эстафетного бега
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Эстафетный бег пользуется большой популярностью у зрителœей. В легкой атлетике различают следующие виды эстафетного бега:

Эстафетный бег, проводимый на стадионе. Сюда относятся: 4х 100 м, 4x400 м - это классические виды;

Эстафеты на любые дистанции и с любым количеством эта­пов, а также ʼʼшведскиеʼʼ эстафеты, к примеру: 800 + 400 + 200 + 100 (или в обратном порядке);

Эстафеты, проводимые вне стадиона, к примеру на улицах городов. Οʜᴎ отличаются разной длиной и количеством этапов, участниками (могут бежать только мужчины, или смешанные, где бегут и мужчины, и женщины).

Рациональная техника, специальная методика тренировки, сис­тема отбора спортсменов и психологическая подготовка - всœе это является основными критериями для создания хорошей эс­тафетной команды. Техника бега по дистанции в эстафетах не отличается от техники бега соответствующих видов. Особенно­стью техники эстафетного бега является техника передачи эс­тафетной палочки на высокой скорости в соответствии с видом эстафеты.

Важнейшими факторами результативности эстафетной команды являются:

Показатели индивидуальных результатов спортсменов на со­ответствующих дистанциях;

Надежность передачи эстафетной палочки;

Согласованность действий партнеров команды;

Целостность единого коллектива.

В соответствии с правилами соревнований в эстафетном беге палочку нужно передавать в коридоре длиной 20 м. В эстафете 4х 100 м бегунам II, III и IV этапов дается дополнительный разбег от начала коридора в пределах 10 м, что позволяет набрать более высокую скорость к месту передачи эстафетной палочки.

С учетом зон разбега и передачи палочки спортсмены пробега­ют на I этапе ПО м, на II - 130 м, на III - 130 м, на IV - 120 м. По этой причине при расстановке участников команды по этапам необхо­димо учитывать их индивидуальные особенности.

В эстафетном беге 4 х 400 м и всœех остальных эстафетах допол­нительного разбега не дается, и участники должны стартовать, находясь в 20-метровом коридоре. Скорость бега в этих эстафетах ниже, и в связи с этим не дается дополнительного разбега.

Эстафетный бег может осуществляться: 1) без перекладывания эстафетной палочки; 2) с перекладыванием эстафетной палочки. Обычно первый способ используется в коротких эстафетах, где Передача происходит на высоких скоростях, второй способ ис­пользуется во всœех остальных эстафетах.

Для обеспечения эффективной передачи бегунам важно иметь чувство пространства, чтобы при приеме эстафетной палочки точно и своевременно начать стартовый разбег (в момент пере­сечения передающим контрольной отметки), а также чувство ско-

росши, чтобы при передаче эстафеты под­держивать максимально доступную ско­рость в зоне передачи, а при приеме ста­бильно и максимально быстро наращи­вать скорость бега к 15-метровой отметке зоны передачи.

Критерием эффективности техники передачи эстафетной палочки является время ее нахождения в коридоре. Важно заметить, что для спринтеров высокого класса данный пока­затель составляет в среднем 1,80-1,90 с у мужчин и 2,05 - 2,15 с у женщин. Наи­большую скорость бега спортсмены достигают на 15 - 16-м метре зоны передачи. При нерациональной технике передачи эстафет­ной палочки потери времени на этапе составляют в среднем 0,1-0,3 с.

Рассмотрим технику эстафетного бега 4 х 100 м. На I этапе бе­гун стартует с низкого старта в вираж, как при старте на 200 м. Эстафетная палочка держится тремя пальцами правой руки, а ука­зательный и большой пальцы выпрямлены и упираются в дорож­ку у стартовой линии (рис. 34). Для того чтобы бегун I этапа бежал у бровки дорожки, он должен всœегда держать палочку в правой руке, а передавать в левую руку своему партнеру. Бег по дистан­ции осуществляется с максимальной скоростью. Сложность зак­лючается в передаче эстафетной палочки в ограниченной зоне на высокой скорости.

Существуют два способа передачи эстафетной палочки: снизу - вверх и сверху-вниз. При первом способе бегун, принимающий эстафетную палочку, отводит руку (противоположную руке пе­редающего бегуна) назад чуть в сторону, большой палец отво­дится в сторону плоскости ладони, четыре пальца сомкнуты, ла­донь смотрит прямо назад. Передающий бегун вкладывает эста­фетную палочку движением снизу -вверх между большим паль­цем и ладонью. Почувствовав прикосновение эстафетной палочки, принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть (рис. 35).

При втором способе рука отводится также назад чуть в сторо­ну, но плоскость ладони смотрит вверх. Передающий бегун вкла­дывает эстафетную палочку движением сверху-вниз, опуская ее на ладонь. При соприкосновении палочки с ладонью принимаю­щий бегун захватывает ее, сжимая кисть (рис. 36).

Когда бегун, передающий эстафету, достигает контрольную отметку, принимающий бегун начинает стартовый разгон. Вбегая в зону передачи эстафеты, оба бегуна сближаются, первый дого­няет второго, передающий бегун за 2 беговых шага должен дать краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты. После вы-

полнения передачи бегун, принявший эстафету, выполняет быст­рый бег по своему этапу, а бегун, передавший эстафету, посте­пенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожки. Только после пробегания зоны передачи другими командами он покидает дорожку.

Бегун II этапа несет эстафетную палочку в левой руке и будет осуществлять передачу бегуну III этапа в правую руку. На III этапе бегун бежит по виражу как можно ближе к бровке и передает эстафету на IV этапе с правой руки в левую руку. Передача эста­фетной палочки осуществляется вышеописанными способами.

В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, ᴛ.ᴇ. по краям беговой дорожки исходя из руки, осуществ­ляющей передачу (рис. 37).

При рациональной технике передачи эстафеты бегун, принима­ющий палочку, должен осуществлять бег и прием эстафеты не ог­лядываясь назад, сохраняя высокую скорость. Обычно бегун, при­нимающий эстафету, стартует или с высокого старта͵ или с низ­кого старта с опорой на одну руку. При высоком старте бегун по­ворачивает голову немного назад, чтобы видеть контрольную от­метку и подбегающего к ней бегуна. При старте с опорой на одну РУку бегун смотрит назад через плечо неопорной руки, или, опу­стив голову, смотрит назад под неопорной рукой (рис. 38).

Очень важный элемент техники в момент передачи - бег в одном ритме, ᴛ.ᴇ. бежать нужно в ногу. Также важно найти опти­мальную ʼʼфоруʼʼ для начала бега, т. е. начинать бег при такой дли­не ʼʼфорыʼʼ, когда совпадение скоростей передающего и принима­ющего происходит на серединœе зоны передачи.

В других видах эстафет, но со скоростью передачи эстафетной палочки меньшей, чем максимальная, применяют такие же спо­собы передачи, но бегун, принявший эстафетную палочку, может переложить ее в удобную для себя руку при беге на дистанции. Чем меньше скорость осуществляемой передачи, тем хуже подго­товка спортсмена. Основная задача при передаче эстафетной па­лочки - как можно быстрее передать ее, не потеряв время на самой передаче.

Расстояние между бегунами в момент передачи равняется дли­не отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длинœе выпрямленной вперед руки бегуна, передающего эстафету. Это расстояние может несколько увеличиться за счёт наклона вперед при передаче передающего бегуна (рис. 39). Такое расстояние мо­жет быть выдержано только при рациональной технике передачи эстафеты на соответствующей скорости бега. В случае если расстояние со­кращается, то возможен обгон принимающего бегуна передаю­щим, и наоборот, при увеличении расстояния между бегунами передача может не состояться или будет выполнена вне коридора.

4.4.6. Техника барьерного бега

Соревнования по барьерному бегу проводятся на дистанциях:

у мужчин - ПО м и 400 м, зимой - в манеже на короткой дистанции 60 м;

у женщин - 100 м и 400 м, иногда 200 м, зимой - в манеже на короткой дистанции 60 м.

Высота барьеров на коротких дистанциях: у мужчин - 106,7 см; у женщин - 84,0 см. На дистанции 400 м: у мужчин - 91,4 см;

v женщин - 76,2 см. Расстояние между барьерами: у мужчин на 110 м - 9,14 м; у женщин на 100 м - 8,50 м; на 400 м у мужчин й женшин - 35 м.

Принято считать, что бег с препятствиями появился впервые в Анг­лии. В 1864 ᴦ. были проведены первые соревнования по бегу с препят­ствиями на 120 ярдов. В то время на дистанции расставлялось 10 барьеров через 10 ярдов (9,14 м) - это расстояние сохранилось и до наших дней. Высота барьеров была 1 ярд, после барьер был поднят до 1 м, а затем до 106,7 см.

Сначала барьеры были из сплошных изгородей, как на конных скач­ках. Потом появились деревянные барьеры, которые вбивались в землю, затем - переносные барьеры, напоминающие козлы для пилки дров, а после 1900 ᴦ. появились барьеры в форме перевернутой буквы Т. Все эти барьеры были неудобны и приводили к многочисленным травмам. Лишь в 1935 ᴦ. по предложению Б.Хиллмена появились барьеры типа буквы L с утяжелœенным основанием, которые падали при силе удара в 8 фунтов. Сегодня опрокидывающая сила должна быть не более 4,0 кᴦ. Конструкция такого барьера позволила спортсменам избежать многих травм.

На технику барьерного бега и ее совершенствование во многом по­влияло изменение в правилах соревнований. Раньше крайне важно было преодолеть почти всœе барьеры, не сбивая их. До 1934 ᴦ. результат не зас-читывался при трех сбитых барьерах, а рекорд не считался даже при одном сбитом барьере. Потом это правило отменили, так как исследова­ния показали, что сбивание барьера приводит к потере времени и отри­цательно сказывается на общем результате спортсмена.

Барьерный бег у женщин появился в 20-х гᴦ. XX в. Οʜᴎ бегали дис­танции, начиная с 60 ярдов (4 барьера) и кончая 120 ярдами (10 барье­ров). В 1926 ᴦ. была установлена длина барьерной дистанции у женщин - 80 м и высота барьеров - 76,2 см. В 1968 ᴦ. ИААФ приняла решение о замене дистанции 80 м с/б на новую - 100 м с/б, высота барьеров стала 84,0 см. В СССР дистанция 100 м с/б была введена уже в 1962 ᴦ., правда высота барьеров оставалась прежней - 76,2 см, и только в 1967 ᴦ. высоту барьеров подняли до 83,8 см (почти 84 см). С середины 70-х гᴦ. XX в. в программу крупнейших соревнований включают и бег на 400 м с/б у женщин.

Барьерный бег - это один из сложных технических видов лег­кой атлетики, предъявляющих высокие требования к физической и технической подготовке спортсмена. Сочетание скорости сприн- Те Ра, прыгучести, гибкости, высокой координации движений даст возможность спортсмену достичь высоких результатов на этой Дистанции.

Технику барьерного бега можно условно разделить на:

старт и стартовый разгон с преодолением первого барьера;

бег по дистанции;

Финиширование.

Старт в беге на 110 м с барьерами имеет большое значение для достижения хорошего результата. Оптимальная техника старта и стартового разгона с преодолением первого барьера является ос­новной задачей барьериста͵ закладывающей основу для достиже­ния высокого результата. Выполнение ее дает возможность спорт­смену сконцентрировать внимание на ритме бега между барьера­ми и активном перешагивании последующих барьеров.

Стартуют спортсмены из положения низкого старта͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не отличается от низкого старта спринтеров, есть разница лишь в расположении барьериста от стартовой линии. Это положение за­висит от того, за сколько шагов спортсмен преодолевает расстоя­ние до первого барьера. В случае если барьерист преодолевает его за 8 бе­говых шагов, то для сохранения оптимальной длины бегового шага спортсмен вынужден несколько удалиться от линии старта. В случае если бегун преодолевает расстояние до первого барьера за 7 беговых шагов, то он, напротив - приближается как можно ближе к линии старта. Бегуны этого плана обычно обладают высоким ростом и длинными нижними конечностями.

При беге в 8 шагов барьерист ставит на первую колодку толч­ковую, на вторую - маховую ногу. При беге в 7 шагов на первую колодку ставится маховая, на вторую - толчковая нога. Иными словами, при нечетном количестве шагов нужно начинать первый шаг с толчковой, при четном - с маховой ноги. Маховой ногой называют ногу, атакующую барьер, ᴛ.ᴇ. преодолевающую барьер первой, толчковой ногой - ногу, которая отталкивается в после­днем шаге, посылая тело спортсмена на барьер, ᴛ.ᴇ. преодолеваю­щую барьер второй.

По команде ʼʼВнимание!ʼʼ барьерист поднимает таз несколько выше плеч или на один уровень с плечами. По команде ʼʼМарш!ʼʼ спортсмен начинает активный бег, причем в отличие от спринте­ра, выпрямление туловища осуществляется на 4 -5 шагах старто­вого разгона, чтобы к последнему шагу перед барьером подойти с высоким расположением ОЦМ.

Бег до первого барьера выполняется быстро и свободно, с оп­тимальным наклоном туловища, ноги ставятся с передней части стопы. Чем меньше разница между высотой барьера и высотой ОЦМ, тем эффективнее будет выполнен шаг через барьер и тем рациональ­нее будут выполнены беговые шаги между барьерами. Барьерист дол­жен к барьеру подбегать высоко, не приседая на последнем шаге, а, напротив - поднимаясь, атакуя барьер сверху. Последний шаг перед барьером несколько меньше, нога ставится как бы ʼʼзагре­бающимʼʼ движением назад, чтобы активно свести бедра и рацио­нально выполнить атаку маховой ногой. Движения должны быть направлены не вверх, а вперед на барьер.
Размещено на реф.рф
Расстояние от места постановки ноги в последнем шаге до барьера должно быть более 2 м, т. е. практически расстояние должно быть не менее полуторной

длины нижних конечностей. С ростом мастерства и уровня физи­ческой подготовленности это расстояние увеличивается до опти­мальных пределов, но чересчур далекое отталкивание на барьер имеет свои недостатки.

Современный способ преодоления барьеров уходит своими корнями к 1908 ᴦ., когда впервые американец Ф.Смитсон продемонстрировал но­вый способ преодоления барьера, требующего большой гибкости и под­вижности в тазобедренном суставе. В дальнейшем техника преодоления барьеров совершенствовалась и более детализировалась, исходя из инди­видуальных особенностей атлетов и их биомеханических характеристик.

Преодоление барьера условно имеет три этапа: 1) ата­ка барьера; 2) переход через барьер; 3) сход с барьера. Атака барьера начинается с движения маховой ноги после прохождения вертикали. Движение начинается бедром, голень согнута в ко­ленном суставе, как в обычном беговом шаге. Далее бедро дви­жется вверх -вперед до горизонтали, голень выпрямляется впе­ред, атакуя барьер пяткой. Барьерист принимает положение ʼʼшпа­гатаʼʼ на опоре. Одновременно с движением маховой ноги тулови­ще делает наклон вперед, противоположная маховой ноге рука также посылается вперед к носку маховой ноги. Движения тулови­ща, руки, маховой ноги должны быть быстрыми и совпадать по ритму. Взгляд спортсмена направлен вперед. После отрыва толчко­вой ноги от опоры начинается следующая фаза - переход через барьер (рис. 40).

При переходе через барьер маховая нога продолжает движение вперед, после прохождения коленного сустава через барьер опус-


кается постепенно вниз. Толчковая нога после отрыва от грунта сгибается в коленном суставе, бедро отводится в сторону в тазо­бедренном суставе, голеностопный сустав разгибается полностью. Бедро должно быть выше, чем голень и пятка. В этом положении согнутая нога выполняет движение вперед через сторону. Маховая рука, полусогнутая в локтевом суставе, отведена назад. В момент прохождения вертикали над барьером, когда бедро толчковой ноги начинает движение вперед, руки встречаются у туловища. Движе­ние руки, противоположное маховой ноге, напоминает ʼʼзагреба­ющееʼʼ движение назад через сторону, другая рука выполняет обыч­ное движение как в гладком беге. Когда маховая нога касается опоры за барьером, начинается завершающая фаза преодоления барьера (рис. 41).

Сход с барьера. Высокотехничный барьерист ставит маховую ногу на опору после преодоления барьера с носка, не опускаясь на пятку. Маховая нога выпрямлена в коленном суставе, толчковая нога идет бедром вперед-чуть вверх, угол в коленном суставе между бедром и голенью увеличивается до 90 градусов и более. Атлет делает первый шаг после схода с барьера с высокого уровня ОЦМ. Расстояние от барьера до постановки маховой ноги крлеб-лется от 130 - 160 см. Наклон туловища должен сохраняться как при начале атаки барьера. Отведение туловища назад при сходе с барьера является грубейшей ошибкой в технике преодоления барьера (рис. 42).


г\о

Бег по дистанции состоит в преодолении барьеров и вы­полнении беговых шагов между барьерами. Технику преодоления барьеров разобрали выше, остановимся теперь на технике бега между барьерами.

Между барьерами спортсмены выполняют три беговых шага, которые несколько отличаются от беговых шагов спринтерского бега. Первый шаг обычно самый короткий, второй - длинный, третий - на 15 - 20 см короче второго шага. Наклон туловища несколько больше, чем в гладком беге. Спортсмен специально должен укорачивать последний шаг, выполняя как бы ʼʼнабега­ниеʼʼ на барьер, это способствует также быстрой атаке маховой ноги. Бег барьериста между барьерами должен быть мощным и в то же время свободным, пластичным, не закрепощенным. Опти­мальное сочетание ритма преодоления барьера с ритмом бега между барьерами позволит спортсмену достичь высоких результатов.

После преодоления последнего десятого барьера начинается фаза финиширования. Техника финиширования в барьерном беге состоит в активном переходе после преодоления препятствия на гладкий быстрый спринтерский беᴦ. Расстояние в 14 м до фи­ниша барьерист должен преодолеть, акцентируя свое внимание на частоте и длинœе шагов. Не следует чересчур наклоняться впе­ред, это приведет к уменьшению частоты движений и уменьше­нию длины шага.

Мастер спорта В. Балахничев провел исследование и выделил по технике движений барьеристов три стиля: маховый, беговой и толчковый.

Высокие и быстрые барьеристы выполняют движения маховой ногой максимально активно, чему способствует относительно большой и акцентированный наклон туловища в фазе атаки. Ма­ховая нога в момент пересечения плоскости барьера согнута в ко­ленном суставе. Этот стиль назвали маховым.

Спортсмены с оптимальными морфофункциональными каче­ствами выполняют менее акцентированные, более размеренные Движения маховой ногой. Маховая нога выпрямляется полностью ^ момент, когда стопа спортсмена пересекает плоскость барьера. Наклон туловища больше приближается к беговому положению, Чем у спортсменов, использующих маховый стиль. В целом движе­ние маховой ноги спортсмена внешне выглядит как естественное Продолжение предыдущего шага межбарьерного бега. Такой стиль bIJ i назван специалистами беговым.

Бегуны с низкими морфологическими, но с высокими функ­циональными показателями меньше испытывают внешнее сопро­тивление движения маховой ноги, чем спортсмены предыдущих стилей. Времени движения маховой ноги у них больше, в связи с этим это движение они выполняют полностью до барьера - маховая нога у них разогнута и фиксируется в данном положении. Но в силу того, что место отталкивания у них находится относительно даль­ше от барьера, они акцентируют отталкивание на барьер.
Размещено на реф.рф
Наклон туловища у них незначительно отличается от бегового, носок ма­ховой ноги взят ʼʼна себяʼʼ. Такой стиль называют толчковым.

Обычно маховый стиль проявляется у спортсменов, обладаю­щих скоростью на 100 м - 10,5 с и быстрее, при росте 187 см и выше. Беговой стиль наблюдается у спортсменов ростом 186 -177 см при такой же скорости или у спортсменов более высокого роста͵ но имеющих меньшую скорость бега. Толчковый стиль наблюдается у спортсменов ростом 176 см и ниже, но имеющих скорость до 10,5 с на 100 м.

Доктор педагогических наук Е.Разумовский определил неко­торые параметры эффективности техники преодоления барьеров в беге на ПО м.

1.Пространственные характеристики: расстояние от барьера до места отталкивания; расстояние от барьера до про­екции наивысшей точки ОЦМ; расстояние от барьера до центра массы ʼʼсамой отдаленнойʼʼ части - стопы маховой ноги (по вер­тикали); расстояние от барьера до места приземления (при сходе с барьера); длина барьерного шага; расстояние от верхнего края барьера до центра массы ʼʼсамой отдаленнойʼʼ части - стопы ма­ховой ноги (по горизонтали).

2. Угловые характеристики: угол наклона туловища при ʼʼатакеʼʼ барьера; угол наклона туловища относительно вертикали в положении ʼʼнад барьеромʼʼ.

Эти показатели наиболее значимы для эффективного пре­одоления препятствий и бега между барьерами, в связи с этим в тре­нировочной деятельности на них следует обратить особое вни­мание.

Говоря о модельных представлениях техники преодоления пре­пятствий в мужском спринте с барьерами и характерных особен­ностях действий квалифицированных спортсменов, можно выде­лить наиболее важные методические положения:

1. ʼʼШаг через барьерʼʼ должен быть оптимально коротким.

2. Активность работы маховой ноги: быстрое движение, макси­мальное выпрямление в коленном суставе до барьера, голень дол­жна следовать за бедром, а не наоборот.

3. Наклон туловища при отталкивании на барьер для обеспе­чения эффективной атаки барьера должен быть большим по срав­нению с обычным спринтерским бегом.

4. Наивысшая траектория ОЦМ должна быть достигнута до ба­рьера, что обеспечит оптимальное выполнение ʼʼшага через барь­ерʼʼ и эффективный бег между барьерами.

5. Наибольшее выпрямление маховой ноги в коленном суставе. Это положение должно быть обязательным до барьера и сопро­вождаться в последующий момент активным, без задержки, на­чалом опускания ноги за барьер.
Размещено на реф.рф
В современном представлении эффективной техники бега с барьерами это движение должно на­чинаться со стопы и голени.

6. Наклон туловища в момент приземления на сходе с барьера. Для обеспечения энергичного бега между барьерами крайне важно строго держать данный наклон и ни в коем случае не выпрямляться.

Совершенно иная конфигурация структуры ведущих факторов в женском барьерном беге. Здесь определœены три параметра, в наибольшей степени определяющих эффективность техники пре­одоления препятствий:

расстояние от места отталкивания до барьера;

расстояние от барьера до места приземления (за барьером);

угол отталкивания при выполнении первого шага в беге между барьерами.

Такая специфика преодоления женских барьеров свидетельству­ет о лучшем соответствии (с позиции реализации двигательного потенциала) расстояния между барьерами (8,5 м) и морфофунк-циональными показателями барьеристок (проявляемых, в част­ности, в распределœении длины беговых шагов между барьерами).

На базе своих исследований Е. Разумовский делает вывод, что в беге на 100 м с/б большое значение имеют беговые качества (ско­ростные способности) спортсменок, в беге на НО м с/б - более значимы техника преодоления барьеров и ритм барьерного бега.

Техника барьерного бега на 100 м у женщин в основном схожа с техникой барьерного бега у мужчин, хотя есть некоторые от­личия. Старт и стартовый разгон выполняются так же, только женщины бегут до первого барьера за 8 беговых шагов. Послед­ний шаг перед барьером также укорачивается. Высота барьеров у Женщин меньше, в связи с этим к барьеру они подходят в более высоком положении. Наклон туловища при атаке меньше, хотя движения ног и рук в атакующем положении такие же, как и у мужчин. Пере­ход через барьер зависит от роста спортсменки и длины ее ноᴦ. Отталкивание на барьер происходит за 190-195 см до него. При­земление за барьер приходится на расстояние 95 - 105 см. При Переходе через барьер бедро толчковой ноги меньше отводится в Ст орону. Ритм перехода через барьер основывается на переносœе Толчковой ноги через него - это главный элемент техники пре­одоления барьеров. Быстрый перенос толчковой ноги, приближа­ющийся по времени к переносу ноги в беговом шаге спринтер­ского бега, является основой техники женского барьерного бега.

Ритм бега между барьерами не отличается от ритма межбарьер­ного бега у мужчин. Первый шаг короткий, второй - более мощ­ный и широкий, третий - короче второго, чтобы ускорить шаг через очередной барьер.

В беге между барьерами крайне важно выполнять быстрые, раз­машистые движения согнутыми в локтевых суставах руками. Все движения должны сопутствовать движению вперед. Наклон туло­вища как в спринтерском беге, стараясь высоко удерживать ОЦМ. Не следует опускаться на всю стопу, бег должен быть высоким и упругим.

После последнего барьера барьеристка активно и быстро про­бегает финишный отрезок (10,5 м), не снижая скорости на послед­них метрах.

Укороченное расстояние между барьерами (8,5 м) и сравни­тельно невысокие барьеры (84 см) позволяют спортсменкам раз­вивать довольно высокую скорость бега и дают приоритет не тех­нике преодоления барьеров, а проявлению скоростных способно­стей спортсменок.

Барьерный бег на 400 м отличается от спринтерского барьер­ного бега тем, что к организму спортсмена предъявляются повы­шенные требования. Основными параметрами техники здесь*выс­тупают ритм и темп. Ритм - определœенное чередование беговых шагов. Темп - скорость, с которой барьерист пробегает опреде­ленные отрезки дистанции. Ритм и темп тесно связаны между со­бой, а также с техникой перешагивания барьеров.

В беге на 400 м с барьерами наиболее трудный отрезок - бег по повороту. На прямых отрезках дистанции техника перешаги­вания барьеров не отличается от обычной техники. Барьеры на этой дистанции ниже: у мужчин - 91,4 см; у женщин - 76,2 см. Расстояние между барьерами одинаково - 35 м, а до первого барьера - 45 м.

Необходимо, чтобы спортсмены преодолевали барьеры на по­вороте дальней от бровки ногой, т. е. правой. Это уменьшает длину пробегаемой дистанции, так как спортсмен бежит близко в бров­ке. Туловище при беге по повороту наклоняется влево, наклон зависит от скорости бега: чем выше скорость, тем больше наклон. Стопа левой ноги при постановке слегка разворачивается наружу, стопа правой ноги - внутрь. Правая рука удлиняет движение впе­ред-внутрь поворота и укорачивает назад-наружу, левая рука удлиняет движение назад - вверх локтем и укорачивает вперед - влево.

Приближаясь к барьеру за 2 - 3 беговых шага, нужно удалиться от бровки на 30 - 35 см. В момент шага через барьер крайне важно сохранять наклон туловища влево, посылая его активно вперед на барьер.
Размещено на реф.рф
При сходе с барьера нужно удерживать наклон туловиша влево - вперед, не отводя плечи назад.

Для достижения высокого результата большое значение имеют ритм бега между барьерами и количество шагов между ними. При 15-шаговом ритме между барьерами стартовый отрезок преодоле­вают обычно за 22 шага, при 14-шаговом ритме - за 21 шаг, при 13-шаговом ритме - за 20 шагов. Высококвалифицированные спорт­смены обычно сохраняют свой ритм бега на протяжении всœей дис­танции. У женщин количество шагов между барьерами колеблется от 15 до 17 беговых шагов. Очень сложно сохранить в беге между барьерами одинаковое количество шагов, такое возможно только при большем количестве шагов. Обычно спортсмены начинают бег с 13 (мужчины) и 15 (женщины) шагов на первых отрезках, а за­тем, по мере появления усталости, переходят на другой ритм 14- 15 и 16-17 шагов, соответственно. Такая смена ритма шагов тре­бует от спортсменов умения преодолевать барьеры с любой ноги.

Финишный отрезок (40 м) преодолевается с полной концент­рацией усилий, с ускорением, близким к спринтерскому бегу.

Интегральной оценкой эффективности техники барьерного бега является разница времени преодоления барьерной и гладкой дис­танции. Это характерно для барьерного бега на 100 и 400 м у жен­щин и на 400 м у мужчин, где на результат в основном влияют скоростные способности и проявления скоростной выносливости. В беге на ПО м с барьерами для оценки эффективности техники нужно включить и другие характеристики.

Техника эстафетного бега - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Техника эстафетного бега" 2017, 2018.

Эстафетный бег пользуется большой популярностью у зрителей. В легкой атлетике различают следующие виды эстафетного бега:

    эстафетный бег, проводимый на стадионе. Сюда относятся: 4х 100 м, 4x400 м - это классические виды;

    эстафеты на любые дистанции и с любым количеством эта­пов, а также «шведские» эстафеты, например: 800 + 400 + 200 + 100 (или в обратном порядке);

    эстафеты, проводимые вне стадиона, например на улицах городов. Они отличаются разной длиной и количеством этапов, участниками (могут бежать только мужчины, или смешанные, где бегут и мужчины, и женщины).

Рациональная техника, специальная методика тренировки, сис­ тема отбора спортсменов и психологическая подготовка - все это является основными критериями для создания хорошей эс­тафетной команды. Техника бега по дистанции в эстафетах не отличается от техники бега соответствующих видов. Особенно­стью техники эстафетного бега является техника передачи эс­тафетной палочки на высокой скорости в соответствии с видом эстафеты.

Важнейшими факторами результативности эстафетной команды являются:

    показатели индивидуальных результатов спортсменов на со­ответствующих дистанциях;

    надежность передачи эстафетной палочки;

    согласованность действий партнеров команды;

    целостность единого коллектива.

В соответствии с правилами соревнований в эстафетном беге палочку нужно передавать в коридоре длиной 20 м. В эстафете 4х 100 м бегунам II, III и IV этапов дается дополнительный разбег от начала коридора в пределах 10 м, что позволяет набрать более высокую скорость к месту передачи эстафетной палочки.

С учетом зон разбега и передачи палочки спортсмены пробега­ют на I этапе ПО м, на II - 130 м, на III - 130 м, на IV - 120 м. Поэтому при расстановке участников команды по этапам необхо­димо учитывать их индивидуальные особенности.

В эстафетном беге 4 х 400 м и всех остальных эстафетах допол­нительного разбега не дается, и участники должны стартовать, находясь в 20-метровом коридоре. Скорость бега в этих эстафетах ниже, и поэтому не дается дополнительного разбега.

Эстафетный бег может осуществляться: 1) без перекладывания эстафетной палочки; 2) с перекладыванием эстафетной палочки. Обычно первый способ используется в коротких эстафетах, где Передача происходит на высоких скоростях, второй способ ис­пользуется во всех остальных эстафетах.

Для обеспечения эффективной передачи бегунам важно иметь чувство пространства, чтобы при приеме эстафетной палочки точно и своевременно начать стартовый разбег (в момент пере­сечения передающим контрольной отметки), а также чувство ско-

росши, чтобы при передаче эстафеты под­держивать максимально доступную ско­рость в зоне передачи, а при приеме ста­бильно и максимально быстро наращи­вать скорость бега к 15-метровой отметке зоны передачи.

Критерием эффективности техники передачи эстафетной палочки является время ее нахождения в коридоре. Для спринтеров высокого класса этот пока­затель составляет в среднем 1,80-1,90 с у мужчин и 2,05 - 2,15 с у женщин. Наи­большую скорость бега спортсмены достигают на 15 - 16-м метре зоны передачи. При нерациональной технике передачи эстафет­ной палочки потери времени на этапе составляют в среднем 0,1-0,3 с.

Рассмотрим технику эстафетного бега 4 х 100 м. На I этапе бе­гун стартует с низкого старта в вираж, как при старте на 200 м. Эстафетная палочка держится тремя пальцами правой руки, а ука­зательный и большой пальцы выпрямлены и упираются в дорож­ку у стартовой линии (рис. 34). Для того чтобы бегун I этапа бежал у бровки дорожки, он должен всегда держать палочку в правой руке, а передавать в левую руку своему партнеру. Бег по дистан­ции осуществляется с максимальной скоростью. Сложность зак­лючается в передаче эстафетной палочки в ограниченной зоне на высокой скорости.

Существуют два способа передачи эстафетной палочки: снизу - вверх и сверху-вниз. При первом способе бегун, принимающий эстафетную палочку, отводит руку (противоположную руке пе­редающего бегуна) назад чуть в сторону, большой палец отво­дится в сторону плоскости ладони, четыре пальца сомкнуты, ла­донь смотрит прямо назад. Передающий бегун вкладывает эста­фетную палочку движением снизу -вверх между большим паль­цем и ладонью. Почувствовав прикосновение эстафетной палочки, принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть (рис. 35).

При втором способе рука отводится также назад чуть в сторо­ну, но плоскость ладони смотрит вверх. Передающий бегун вкла­дывает эстафетную палочку движением сверху-вниз, опуская ее на ладонь. При соприкосновении палочки с ладонью принимаю­щий бегун захватывает ее, сжимая кисть (рис. 36).

Когда бегун, передающий эстафету, достигает контрольную отметку, принимающий бегун начинает стартовый разгон. Вбегая в зону передачи эстафеты, оба бегуна сближаются, первый дого­няет второго, передающий бегун за 2 беговых шага должен дать краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты. После вы-

полнения передачи бегун, принявший эстафету, выполняет быст­рый бег по своему этапу, а бегун, передавший эстафету, посте­пенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожки. Только после пробегания зоны передачи другими командами он покидает дорожку.

Бегун II этапа несет эстафетную палочку в левой руке и будет осуществлять передачу бегуну III этапа в правую руку. На III этапе бегун бежит по виражу как можно ближе к бровке и передает эстафету на IV этапе с правой руки в левую руку. Передача эста­фетной палочки осуществляется вышеописанными способами.

В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, т.е. по краям беговой дорожки в зависимости от руки, осуществ­ляющей передачу (рис. 37).

При рациональной технике передачи эстафеты бегун, принима­ющий палочку, должен осуществлять бег и прием эстафеты не ог­лядываясь назад, сохраняя высокую скорость. Обычно бегун, при­нимающий эстафету, стартует или с высокого старта, или с низ­кого старта с опорой на одну руку. При высоком старте бегун по­ворачивает голову немного назад, чтобы видеть контрольную от­метку и подбегающего к ней бегуна. При старте с опорой на одну РУку бегун смотрит назад через плечо неопорной руки, или, опу­стив голову, смотрит назад под неопорной рукой (рис. 38).

Очень важный элемент техники в момент передачи - бег в одном ритме, т.е. бежать надо в ногу. Также важно найти опти­мальную «фору» для начала бега, т. е. начинать бег при такой дли­не «форы», когда совпадение скоростей передающего и принима­ющего происходит на середине зоны передачи.

В других видах эстафет, но со скоростью передачи эстафетной палочки меньшей, чем максимальная, применяют такие же спо­собы передачи, но бегун, принявший эстафетную палочку, может переложить ее в удобную для себя руку при беге на дистанции. Чем меньше скорость осуществляемой передачи, тем хуже подго­товка спортсмена. Основная задача при передаче эстафетной па­лочки - как можно быстрее передать ее, не потеряв время на самой передаче.

Расстояние между бегунами в момент передачи равняется дли­не отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине выпрямленной вперед руки бегуна, передающего эстафету. Это расстояние может несколько увеличиться за счет наклона вперед при передаче передающего бегуна (рис. 39). Такое расстояние мо­жет быть выдержано только при рациональной технике передачи эстафеты на соответствующей скорости бега. Если расстояние со­кращается, то возможен обгон принимающего бегуна передаю­щим, и наоборот, при увеличении расстояния между бегунами передача может не состояться или будет выполнена вне коридора.