Гондольно кресельный подъемник. Виды горнолыжных подъемников. Воздушные подъемники одностороннего движения

Сложно оборудованы, а протяженность трасс исчисляется километрами. Понятно, что без специальных приспособлений для перемещения отдыхающих не обойтись. С использованием современных наземных и воздушных подъемников дорога к горнолыжной трассе покажется вам увлекательной и веселой. Это будто часть развлекательной программы курорта с демонстрацией местных красот. Что ж, стартуем!

Перемещение по земле (точнее, по снегу)

Бугельные подъемники

Передвижение осуществляется благодаря бугелю Т-образной формы или в виде тарелки. В первом случае возможен подъем двух человек на одном бугеле одновременно, во втором – перемещается один человек. Садясь на круглую перекладину, лыжник доставляется к месту назначения, после чего отпускает бугель отходит в сторону

Ленточные подъемники

Это отличный вариант подъема по некрутым склонам. Представляет собой гибкую движущуюся дорожку. По ней перемещаются горнолыжники, сноубордисты и любители санок без какой-либо опоры. «Волшебная дорожка» особенно нравится подрастающему поколению. От такого перемещения дети просто в восторге!

Канатный подъемник

В некоторых случаях используется очень простой способ подъема с помощью троса. Человек захватывает руками канат и держится так до прибытия на вершину. Чтобы облегчить процесс используется бугель, прикрепленный к одежде горнолыжника. Им он цепляется за трос в начале пути. Такое перемещение возможно на некрутых склонах.

Перемещение по воздуху

Кресельные подъемники

Этот вид подъемников наиболее удобный и быстрый. Может быть как одно-, так и многоместным. Для передвижения туристу не нужно прилагать абсолютно никаких усилий. Необходимо только сесть в кресло, наслаждаться зимним пейзажем и полной грудью вдыхать свежий морозный воздух. Подъемник не замедляет ход на платформе.

Особенно приятно промчаться на лыжах по сложной зимней горнолыжной трассе и увидеть, как заснеженные мохнатые ели, растущие рядом с ней, радостно здороваются, поздравляя с успешным спуском.

Горнолыжный отдых стал популярным досугом у многочисленных туристов, а количество современных курортов в России и за рубежом ежегодно увеличивается. И они дают возможность отдыха вместе с детьми, начинающим лыжникам и профессионалам.

Все виды канатных дорог группируются в два класса. Это горнолыжные механизмы воздушного и наземного типа.

Виды горнолыжных подъемников - классификация

Давайте рассмотрим, какие подъемники можно встретить на современных курортах и почему они относятся к тому или иному типу механических устройств.

Подъемные механизмы воздушного типа:

  1. С помощью воздушных устройств подъём людей производится в специальных кабинах или креслах с отрывом от земли. Подъёмники кресельного вида могут иметь от одного до восьми, прикреплённых к тросу, кресел. Несмотря на то, что в холодную погоду защиты от осадков и порывов ветра нет, подъёмники используются часто. При этом нет необходимости снимать лыжи, а время движения составляет, как правило 10-12 минут.
  • В последнее время на лучших горнолыжных курортах России с каждым годом сервис и обслуживание на территории комплексов только совершенствуется и улучшается. В пример, можно привести популярный , где некоторое время назад начал функционировать кресельный подъемник, оборудованный защитный стеклом. Уникальность его заключается в том, что закрытие и открытие его регулируют сами те, кто поднимаются на данной виде кресел. При сильных порывах ветра защитный экран не даст замернуть во время следования к вершине горы.

  1. Гондольный тип горнолыжных подъёмников может применяться для двустороннего и одностороннего движения к местам, где расположены оборудованные склоны для спусков. Конструкция двустороннего или маятникового механизма данного вида подъёмников обеспечивает движение кабин навстречу друг другу по несущему канату. У платформы для посадки отдыхающих кабины замедляют ход и останавливаются на краткосрочный период времени. Это обеспечивает безопасные условия для прохода людей. Одностороннее движение закреплённых на тросе гондол похоже на работу кресельных подъёмников. Их количество определяется длиной троса, а замедление движения гондол в местах посадки пассажиров производится с помощью отдельного механизма.

Подъемные механизмы наземного типа:

  1. Каждый из видов наземных устройств имеет постоянное сцепление с землёй. Подъём лыжников происходит за счёт бугеля , прикреплённого к двигающемуся тросу. Он может иметь форму Т-образной перекладины, на которой помещаются два человека или тарелки, рассчитанной на посадку одного пассажира.
    Правилами использования бугельного типа горнолыжных подъёмников предписывается: в месте посадки взяться рукой за бугель и опереться на перекладину с одетыми лыжами, но не наваливаться на нее полным весом. В процессе подъёма надо держать лыжи параллельно. Условия техники безопасного использования любого вида наземных горнолыжных приспособлений для движения к вершине горы предоставляются для ознакомления на любом курорте. Двигающийся трос доставляет людей к необходимому месту остановки. Рука снимается с бугеля, и лыжник отходит в сторону. На некрутых и небольших склонах иногда подъём производится без использования бугеля, а просто рукой захватывается движущийся трос.

  1. Среди наземных подъёмников особое место занимает ленточный вид горнолыжного устройства. "Волшебный ковёр" или гибкая движущаяся дорожка незаменима в качестве подъёмника для детей, любителей катания на санях. Сейчас существуют резиновые и пластиковые дорожки. С наличием крыши и без неё. Все они имеют технические особенности, требующие различных методов обслуживания, но удобствои безопасность присущи любому из таких типов устройств. В нашей стране ленточные дорожки на склонах гор пока что не обрели свою популярность. Прочувствовать все прелести "ленточной цивилизации" доступно лишь тем, кто проводит свой отпуск на одном из горнолыжных курортов мира , где комплексы, конечно же, имеют более современное оборудование и находятся на шаг впереди наших.

Необходимость разных видов горнолыжных подъемников

Современные горнолыжные комплексы представляют собой сложные технические сооружения, не только обустроенные уютными отелями, разнообразными трассами, но и оборудованные различными видами приспособлений, обеспечивающих доставку туристов на вершину горы. Горнолыжные подъемники нужны и без них не функционирует ни один курорт. Ведь хочется быстрее попасть к началу спуска и больше кататься.

Мощные канатные дороги позволяют соединить склоны гор, пройти над пропастью, лесными массивами и обеспечить безопасную и экологически чистую работу различных видов канатных дорог на горнолыжных склонах.

Это техническое устройство в горах, которым в период работы горнолыжных курортов пользуются лыжники и сноубордисты для подъема к началу трассы. В летнее время невостребованный по прямому назначению подъемник на горнолыжном курорте работает как аттракцион для туристов. Подняться на нем для обзора окрестностей могут все желающие. Кабинные приспособлены для инвалидов.

Воздушные подъемники

Воздушный по-другому называется канатная дорога. Принципиально отличается от фуникулеров, так как перевозит пассажиров в креслах или кабинах, висящих в воздухе. Существует два вида.

Кабинные (маятниковые) подъемники

Представляют собой две крупные кабины, закрепленные на подвесном канате. Традиционно их вместительность колеблется от 30 до 40 человек. Когда трос приводится в движение, кабины стартуют со своих станций одна снизу, другая сверху, и двигаются навстречу друг другу к противоположной станции. Приближаясь к точке назначения, кабины замедляют движение и плавно останавливаются около платформы, чтобы дать людям выйти. Это маятниковый (или двусторонний) тип движения. Развивают скорость до 10 м/с. Пользуясь таким подъемником нужно снимать лыжи и сноуборд.

Недостатки этой системы в высокой цене оборудования, ограничении по количеству пассажиров (что влечет за собой очереди). Для повышения пропускной способности таких дорог производители стали увеличивать объем кабины, иногда она вмещает даже полторы сотни человек.

Большими достоинствами являются скорость подъема, защита от ветра и мороза.

Гондольные подъемники

Воздушные подъемники оборудованы небольшими кабинками (гондолами), вмещающими от 2 до 6 человек. Основа конструкции непрерывный канат, движущийся по кругу. Количество гондол на канате ограничивается только его длиной и весовыми нормами. Им можно воспользоваться только для подъема. В обратную сторону гондольный подъемник, в отличие от маятниковой дороги, не перевозит пассажиров это односторонний тип движения. В пунктах посадки и выхода пассажиров ход каждой отдельной гондолы замедляется специальным устройством. Остальные при этом продолжают ехать в прежнем темпе. Кабинка зависает на месте на несколько секунд, которых обычно совершенно достаточно для того, чтобы вставить отстегнутые лыжи в специальный карман на внешней стороне дверцы и занять свое место. После этого гондола разгоняется до общей скорости.

Достоинство этого вида подъемников непрерывность работы. Тут редко бывают очереди. Однако скорость подъема меньше и снова приходится отстегивать лыжи и доску.

Канатные дороги гондольного типа недавно стали появляться и в России. В Сочи на курорте «Роза Хутор» их установлено аж 7 штук.

Кресельные подъемники

Работают по такому же принципу, как гондольный, но есть ряд отличий.

  • Пассажиры сидят в открытых креслах. По количеству мест на одном крепеже различают кресельные подъемники от одноместных до восьмиместных.
  • При приближении к вершине кресельный подъемник не сбавляет скорость. Он вообще движется медленнее других.
  • На нем не нужно отстегивать лыжи. Это здорово экономит время.
  • Сидя в кресле пассажир обязательно должен накинуть на себя защитную рамку. Об этом, и о том, что рамку можно поднять, напоминают специальные знаки по ходу движения.

Существенный минус на высоте нескольких метров над землей на открытом ветру можно здорово замерзнуть, особенно если трасса длинная. Иногда встречаются кресла с подогревом сидения и спинки. Теплые ноги и спина — настоящий подарок для райдера!

Кресельный подъемник на гору спасение для начинающих сноубордистов, еще плохо умеющих кататься, для которых наземные подъемники могут представлять непреодолимое препятствие.

В России множество курортов оборудованы такими канатными дорогами.

Наземные подъемники

Перевозят людей без отрыва от земли. В отличие от воздушных, не могут использоваться иначе, чем по прямому назначению.
Бугельные подъемники

Самая популярная разновидность подъемника. К тросу в этом случае прикреплен бугель, дающий название всему механизму, опираясь на который человек скользит по склону на своих лыжах или доске. Бугели бывают двух видов.

  • В форме перевернутой буквы Т. Иначе это называется якорным подъемником из-за внешнего сходства с якорем. На перекладине можно сидеть вдвоем.

Обратите внимание! Слово «сидеть» в данном случае означает не перенести вес тела на бугель. Он его не выдержит, и вы упадете. Можно только опереться на него.

  • Круглые буксирные бугели, в виде диска или тарелки. Чаще используются на детских или учебных горках.

Ленточный подъемник

Представляет собой подвижное полотно, похожее на траволатор. Иногда используется для доступа к станциям канатных дорог, но чаще всего применяется на детских горках. Своеобразный лифт для саночников. Максимально безопасный способ подъема, но очень медленный.

Движущийся канат

На некоторых пологих и коротких склонах используется этот тип горнолыжного подъемника. Для подъема нужно просто взяться рукой за трос. Для удобства, к тросу иногда приделаны поперечные ручки.

Ностальгия

Эта конструкция является современным аналогом старинных подъемников, порой самодельных, где за подвижный трос нужно было цепляться при помощи привезенного с собой приспособления в виде массивного железного крюка. При этом существовал реальный риск получить крюком по лбу, если он вдруг сорвется, проходя очередной упор.

Правила подъема

Пользуясь бугельным подъемником, нужно быть собранным и внимательным.

Выйдите на стартовую площадку и возьмитесь за штангу буксировочного бугеля. Дождитесь момента, когда бугель потянет вас вверх и переместите перекладину под ягодицы. Сохраняйте равновесие и придерживайтесь накатанной лыжни и общего направления движения. После завершения подъема незамедлительно сойдите с лыжни и освободите место следующему.

При падении быстро, насколько это возможно, освободите проезд следующим катающимся. Не пытайтесь снова ухватиться за бугель на середине пути. Спуститесь к стартовой площадке.

Что делать, если вы застряли?

Если вы застряли на воздушном подъемнике, оставайтесь на месте и не волнуйтесь. Остановки возможны из-за перегрузки троса или маленьких аварий на посадке или выходе, а также по причине того, что аппарат заклинил или вышел из строя. Если лыжный подъемник сломался, дождитесь помощи специалистов. Пытаясь самостоятельно покинуть воздушный подъемник можно получить серьезные травмы.

Техника безопасности

Правила пользования подъемниками и поведения на склоне можно найти на каждом курорте. Из самых насущных советов:

  • пользуясь кресельным видом опускайте защитную рамку, на сильном ветру или при неловком движении с кресла можно упасть;
  • не раскачивайте кабину или кресло;
  • никогда не пользуйтесь подъемником и не находитесь на склоне в состоянии опьянения или пить спиртные напитки!

Благоразумие на горе, осторожность и уважение к другим катающимся лучшая защита для райдера!

Подъемники играют в любительских горных лыжах не самую заметную, но очень важную роль, поскольку легкость подъема на высокие горы и обеспечивает подлинную массовость этого вида отдыха. Именно со строительства подъемника начинается биография лыжного курорта, независимо от того, сколько супер-отелей построено у подножья горы. Производство механизмов подъемников и их монтаж - развитая индустрия; наиболее известные компании - "Poma" (Франция) и "Doppelmeier" (Австрия), подъемники выпускают и некоторые автомобильные фирмы, например, "Tatra" (Чехия), "Fiat" (Италия) и др. В 80-е годы ХХ века подобные агрегаты серийно выпускались и рядом отечественных заводов, сегодня, после 10-летнего перерыва, производство понемногу возобновляется. Можно упомянуть, например, самарское предприятие "СКАДО", возникшее на базе бывшего куйбышевского завода "КЗСЗ", занятое производством и монтажом подъемников по лицензии "Doppelmeier".

Вообще говоря, существует множество способов доставки лыжников на вершины - подъем на вертолетах и даже воздушных шарах, перевозка на вездеходах и Pратраках, буксировка за снегоходами и лошадьми. В начале ХХ века на первых альпийских курортах строились железные дороги с зубчатыми и кремальерными рельсами, позволявшими локомотивам преодолевать значительные уклоны. В дальнейшем от использования подобных дорог отказались, но кое-где они сохранились и действуют по сей день. В 40-50-е годы во Франции применялись Pснежные автобусы - весьма своеобразные машины, напоминавшие одновременно автобус и снегоход.

В Германии предпринимались попытки использовать лифты , двигавшиеся по шахтам, прорубленным в толще горы, но строительство таких сооружений оказалось слишком сложным и дорогостоящим. Тем не менее, большие наружные лифты (вертикальные подъемники) изредка применяются и в наши дни для обслуживания лыжных трасс, располагающихся вблизи отвесных обрывов. Эти машины обеспечивают одновременный подъем до 100 человек со скоростью 2-3 м/сек, однако высота подъема не превышает 150-200 м.

На сегодняшний день для транспортировки лыжников используют два основных класса подъемных машин - фуникулеры и канатные дороги. Главная характеристика подъемника - его пропускная способность, которая, согласно современным нормам, должна составлять не менее 120% суммарной пропускной способности обслуживаемых им трасс.

Фуникулер - это поезд вместимостью до 1000 человеко-мест, движущийся по рельсам при помощи канатной тяги со скоростью до 40 км/ч. Вагоны фуникулеров обычно имеют конструкцию, обеспечивающую горизонтальность пассажирских отсеков или кресел при движении по крутым склонам. Двигатели и приводные механизмы устанавливаются на одной из конечных станций, изредка - внутри самого фуникулера; рельсы прокладывают непосредственно по склону горы или размещают в специальных туннелях.

Фуникулеры - это наиболее дорогие и сложные подъемники, отличающиеся высокой пропускной способностью и безопасностью. К сожалению, пожар фуникулера в Альпах в 2000 году, повлекший человеческие жертвы, до некоторой степени подорвал доверие к этому виду транспорта, и в нескольких странах были приостановлены работы по сооружению фуникулерных трасс.

Канатные дороги обеспечивают перемещение грузов и пассажиров в кабинах или вагонах, подвешенных к движущемуся тросу. Канатные дороги принято делить на тяжелые (маятниковые, гондольные) и легкие (кресельные, буксировочные).

При простоте сооружения и относительной дешевизне этот вид транспорта имеет весьма низкий коэффициент полезного действия, поскольку до 70% мощности тяговых двигателей расходуется на движение троса и только 30% - на перемещение груза. Это соотношение становится понятным, если учесть, что каждый километр троса даже небольшого буксировочного подъемника весит не менее тонны, для тяжелых же дорог вес 1 км троса (диаметр 6-10 см) может достигать 20 т.

Маятниковые канатные дороги используют две кабины большой вместимости (30-50 человеко-мест, иногда - до 300 человеко-мест), закрепленные на тросе и движущиеся в противоположных направлениях, уравновешивая друг друга. Обе кабины одновременно достигают конечных станций, где останавливаются; затем, после высадки и посадки пассажиров, двигаются в обратных направлениях. Самые крупные маятниковые дороги сооружаются по так называемой "двухканатной" схеме: кабины приводятся в движение тяговым тросом, но при этом опираются на более толстый неподвижный опорный трос. При строительстве маятниковых дорог действуют наиболее свободные нормы: так, длина пролета между опорами может достигать 3 км, высота кабины над землей - 300 м, а скорость - 20 км/ч. Маятниковые канатные дороги обслуживают склоны с перепадами высот до 3 км, но их пропускная способность относительно невелика.

Иногда с целью уменьшения среднего времени ожидания кабины сооружают маятниковые дороги с четырьмя кабинами, курсирующими между конечными станциями и промежуточной платформой, расположенной точно посередине линии. Такой подход позволяет уменьшить скопление пассажиров на конечных станциях, но не увеличивает суммарную пропускную способность дороги.

Гондольные канатные дороги используют большое количество небольших закрытых кабин (гондол) вместимостью 4-8 человеко-мест. Посадка и высадка пассажиров осуществляется на конечных или промежуточных станциях, где Pгондолы снимаются с троса, останавливаются или движутся с малой скоростью. После загрузки гондолы автоматически переводятся на основной трос, движущийся со скоростью 20-30 км/ч. Низкоскоростные участки могут оборудоваться не только на конечных, но и на промежуточных станциях, что позволяет сооружать канатные дороги со сквозным движением гондол по нескольким независимым тяговым участкам, количество которых не ограничено. Так, в Германии работала грузовая гондольная дорога, общей протяженностью более 200 км.

При строительстве гондольных дорог действуют более жесткие нормы, чем для маятниковых, и высота гондол над землей не должна превышать 50-60 м. Гондольные канатные дороги имеют высокую пропускную способность, но сложность конструкции делает их весьма дорогими.

Кресельные канатные дороги, как следует из названия, предусматривают подъем пассажиров в 1-6-местных Pкреслах, иногда - оборудованных электроподогревом и ветрозащитой. Посадка и высадка чаще всего осуществляется на ходу, без остановки или замедления движения. В более сложных кресельных дорогах используется тот же принцип, что и в гондольных: посадка и высадка пассажиров происходит на низкоскоростных участках, после чего специальные механизмы переводят кресла на основной трос, движущийся со скоростью 20-30 км/ч.

Поскольку пассажиры кресельных канатных дорог не защищены закрытой кабиной, при строительстве этих сооружений действуют весьма строгие нормы: так, высота кресла над землей не должна превышать 10 м (на отдельных участках - 25 м), а при пересечении складок местности обязательна установка специальных отжимных опор, оттягивающих трос вниз. Большая пропускная способность и невысокая стоимость делают кресельные канатные дороги наиболее распространенными и массовыми.

Буксировочные канатные дороги (бугельные или "лыжебуксиры") - самые простые и дешевые. Принцип их действия состоит в буксировке пассажиров (лыжников и сноубордистов) за движущимся тросом. Закрепленные на тросе устройства для буксировки могут быть одноместными или двухместными, скорость движения обычно не превышает 10-15 км/ч. Более дешевые буксировочные дороги предполагают использование лыжниками индивидуальных съемных бугелей, фиксируемых на тросе в начале каждого подъема. Специально для детей на коротких пологих склонах оборудуют низкоскоростные подъемники, при пользовании которыми пассажиры держатся руками непосредственно за трос.

Буксировочные подъемники чаще всего сооружают на относительно небольших склонах (не более 2 км). Выпускаются и совсем простые переносные подъемники, допускающие возможность быстрой установки на любом пологом склоне длиной до 200-300 м.

На коротких пологих склонах (до 10°) используют эскалаторы , транспортирующие лыжников, стоящих на движущейся ленте. Чаще всего подобные сооружения, называемые "бэби-лифтами", обслуживают трассы, на которых проводится обучение детей, но иногда их можно увидеть и на "взрослых" склонах. Такие подъемники довольно дороги, но обладают повышенной безопасностью.

Вообще говоря, любые подъемники (в т.ч. - и эскалаторы) - это мощные машины, всегда представляющие некоторую угрозу при неосторожном обращении. К сожалению, из-за элементарной невнимательности лыжники часто получают те или иные травмы, например, ушибы головы вытяжными устройствами буксировочных подъемников; иногда, зацепившись одеждой, не могут своевременно сойти с кресел кресельных подъемников, что также может приводить к травмам. Самый простой способ избежать неприятностей - внимательно следить за происходящим и выполнять правила пользования канатными дорогами.

На большинстве курортов кресельные и буксировочные подъемники выключают при температурах ниже -20° (на некоторых сибирских лыжных базах - ниже -30°). Поскольку во время подъема лыжник в основном неподвижен, то даже без ветра этой температуры вполне достаточно для переохлаждения или отморожений, поэтому, пользуясь подъемником, необходимо одеваться соответственно погоде.

Кресельный подъемник может стать источником неприятных переживаний для лиц, подверженных страху высоты. Помимо того, что высота движения кресел иногда достигает 20-25 м, кресельные подъемники довольно часто останавливают, и пассажиры на некоторое время остаются в "подвешенном" состоянии. Для того чтобы избежать приступов головокружения и страха высоты, следует держать голову прямо, при необходимости посмотреть вниз - опускать глаза, не наклоняя голову (этот совет может пригодиться и для пассажиров маятниковых или гондольных дорог).

◊ ◊ ◊

Читатели, интересующиеся горнолыжной индустрией, могут найти в Internet множество материалов по подъемникам, ратракам, снежным пушкам и др.