Тактика и стратегия игры в шахматы. Как почти всегда побеждать в шахматах Шахматная тактика для начинающих югра

Всем привет! Сегодня я решал задачи по тактике на одном из самых популярных сайтов — lichess.org. На личесс все позиции взяты из блиц партий, которые прошли на этом сервисе. Вы можете видеть ники соперников и развитие партии вплоть до хода перед комбинацией.

Также явным преимуществом сайта личесс является то, что он бесплатный, и задач по тактике здесь очень большое количество, хватит, по сути, на всю шахматную карьеру. Плюс архив комбинаций постоянно пополняется.

Тем не менее, у задач по тактике на личесс есть и минусы, главный из которых — некорректные задачи, в которых часто бывает 2 и более выигрывающих хода. Я считаю это неправильным, и в комбинации должен быть только один способ для победы.

В общем, могу посоветовать другие сайты для решения тактики, например — .

Всем привет! В сегодняшнем видео я расскажу про такую важную и базовую тему в шахматах, как цугцванг. Но, прежде всего, немного теории.

Цугцванг (принуждение к ходу) — это такое положение в шахматах, когда любой ход соперника приведет к ухудшению позиции. Обычно, после цуцванга теряется легкая или даже тяжелая фигура, а в редких случаях возможен даже мат слабейшей стороне.

Практически всегда положение цугцванга встречается в конце игры (эндшпиле), т.к. в принципе возможных ходов мало, поэтому и проще лишить соперника полезных ходов. Тем не менее, иногда цугцванг возможен даже в середине игры (миттельшпиле).

Одним из самых известных примеров на эту тему служит 16-я партия Карпов- Каспаров из матча за звания чемпиона мира по шахматам, сыгранная в 1985 году.

В данном же видео я рассмотрю пример цугцванга именно в эндшпиле, и надеюсь, что вам он понравится. Приятного просмотра!

Всем привет! Сегодня я хочу разобрать пример тактики в защите, ведь игра в обороне, как известно, сложнее игры в нападении.

Тем не менее, если на вас нападают и соперник создает угрозы, не обязательно уходить в глухую оборону. Очень часто лучшим решением в такой ситуации будет игра на контратаку и создание встречных угроз.

Этот принцип встречается не только в шахматах, он также очень хорош и в других видах спорта (футбол, бокс, теннис и т.д.), и даже в жизни.

Посмотрите данный ролик про контратаку, надеюсь, он вам понравится😃.

Шахматная стратегия - принципы и способы шахматной партии, охватывающие подготовку и осуществление систематического, последовательного развивающегося воздействия на позицию соперника.
Как совокупность общих принципов разыгрывания шахматных партий стратегия существует с момента возникновения самой игры. Вместе с тем, начиная с Филидора, складывается стратегия, основывающаяся на создании сначала пешечной, а затем общефигурной структуры шахматных позиций.

Элементами стратегии шахматной борьбы являются:
- оптимальная для данной ситуации расстановка фигур;
- концентрация их на важном участке борьбы и обеспечение взаимодействие между ними;
- создание максимальных трудностей другой стороне в выполнении поставленных задач;
- овладение пространством, особенно в центре, или контроль над ним и стеснение фигур противной стороны, либо подрыв центра противника;
- гармоничное, взаимосвязанное расположение пешек и ослабление их у другой стороны;
- создание «хороших» фигур у себя и «плохих» у соперника;
- захват открытых или полуоткрытых линий и ключевых полей.

Совокупность этих элементов в каждый момент партии с учётом возможных конкретных предложений даёт возможность оценить позицию, на основании чего и определяется план игры.

Стратегия органически связана с тактикой шахматной игры, использует её приёмы для достижения стратегических целей, а также создаёт структурную основу для нанесения тактических ударов, осуществления комбинаций.
Стратегия всегда абстрактна, тогда как тактика - конкретна. Партии, сыгранные в русле стратегических планов, относятся к позиционным; сыгранные в тактическом стиле - к комбинационным.

Шахматная тактика - совокупность приёмов и способов выполнения отдельных шахматных операций, входящих в стратегический план и его завершающих.
Роль тактики в шахматной игре исключительно велика: грубая ошибка или тактический просчёт могут повлечь за собой немедленный проигрыш партии. При вступлении сил соперников в непосредственный контакт, когда фигуры сторон нападают или угрожают напасть друг на друга, на доске возникает тактическая ситуация. В тактических операциях фигуры взаимодействуют друг с другом, при этом большую роль играет согласованное действие фигур одной стороны против другой.

В любой тактической операции можно выделить 3 компонента:
- объект атаки;
- средства атаки;
- средства защиты.

Объектами атаки могут быть не только короли, но и любые другие фигуры или пешки. Иногда объектом атаки может стать группа полей или одно поле в расположении сил соперника.
К элементарным средствам атаки относят угрозы нападения, нападения, ограничения, но эффективными средствами атаки являются двойное и комбинированное нападение.
Среди элементарных средств защиты - уход атакованной фигурой, её поддержка другой фигурой, перекрытие действия атакующей фигуры, ответное нападение. При защите редко удаётся нанести ответное двойное или комбинированное нападение.

Комбинация - важнейший элемент тактики шахматной игры, который нередко связан с жертвой, что делает его особенно привлекательной с эстетической точки зрения.

Элементы шахматной тактики:

Подрыв центра - стратегический приём в шахматной партии, применяемый с целью ослабления или разрушения неприятельского центра, одно из наиболее эффективных средств современных дебютных стратегии. Встречается во всех стадиях шахматной партии.

Цугцванг (нем. Zugzwang «принуждение к ходу») - положение в шашках и шахматах, в котором одна из сторон оказывается в положении, в котором любой ход ведёт к ухудшению позиции.
В настоящее время термин употребляется не только в шахматах, но и в других видах спорта (бильярд, кёрлинг), в азартных и настольных играх (нарды, карточные игры), а также во многих других областях, и даже в быту. Например в значении, когда любое действие или бездействие все равно приведет к ухудшению ситуации, то есть «делать нельзя и не делать нельзя».
При цугцванге у одной из сторон или у обеих сразу (взаимный цугцванг) нет полезных или нейтральных ходов и передвижение любой из фигур ведёт к ухудшению оценки собственной позиции (в строгом понимании - к ухудшению результата).
Нередко встречается мнимый цугцванг, то есть позиция, исход которой не меняется при воображаемом переходе хода к противнику, но субъективно ощущается отсутствие полезных ходов.
Другим распространённым мнимым цугцвангом является любая проигранная позиция, при которой проигрывающий вынужден пассивно ожидать приближающееся поражение.

Связка (англ. pin, нем. Fesselung), в шахматах - позиция, в которой дальнобойная фигура (ферзь, ладья, слон) нападает на неприятельскую фигуру (или пешку), за которой на линии нападения (линии связки) расположена другая неприятельская фигура. Таким образом, в связке участвуют, как минимум, три фигуры.
Нападающая фигура называется связывающей, защищающая - связанной, так как связка обычно приводит к ограничению её подвижности и атакующих действий. Связка может быть полной (абсолютной), если связанная фигура полностью теряет способность двигаться, защищая своего короля, и неполной (относительной), когда связанная фигура может двигаться - или вдоль линии связки, или если она защищает не короля, а другую свою фигуру. Фигура может дать шах или мат, даже будучи связанной. Кроме того, связанная фигура может, в свою очередь, связывать фигуру противника. Действие, приводящее к образованию связки, называется связыванием.

В шахматной композиции различают следующие способы связывания:

Прямое , когда дальнобойная фигура идёт на линию связки, связывая фигуру (или пешку) другого цвета.

Косвенное , когда с линии связки уходит фигура (или пешка) того же цвета, что и связывающая.

Самосвязывание , когда связка создаётся ходом той стороны, чья фигура (или пешка) оказывается связанной.

Скрытая (замаскированная) связка - позиция, в которой связка образуется вследствие ухода с линии связки одной или нескольких фигур любого цвета.

Полусвязка - позиция, в которой между королём и дальнобойной фигурой другого цвета находятся две фигуры (или пешки) того же цвета, что и король. Уход любой из этих двух фигур (пешек) создаёт связку оставшейся фигуры (пешки) - частный случай самосвязывания. Полусвязка является также частным случаем замаскированной связки.

Третьсвязка - позиция, в которой между королём и дальнобойной фигурой другого цвета находятся три фигуры (или пешки) того же цвета, что и король. Уход любых двух из этих трёх фигур (пешек) создаёт связку оставшейся фигуры (пешки).

Завлечение (привлечение) - тактический приём, вынуждающий (при помощи жертв, нападений или угроз) фигуру соперника занять определённое поле или линию с целью использования неудачного положения этой фигуры.

Отвлечение фигуры , тактический приём, при котором фигура, вынужденная перейти на другое поле, перестаёт выполнять какие-либо важные функции (например, по защите другой фигуры, поля или линии). Отвлечение часто достигается при помощи жертвы.

Уничтожение защиты - тактический приём, используемый для устранения (путём жертв или разменов) фигур или пешек соперника, защищающих или прикрывающих другие фигуры (в частности, короля). Нередко уничтожения защиты - составной элемент различных комбинаций.

Перекрытие в шахматах - тактический приём в шахматной партии, расположение фигуры на линиях действия дальнобойных фигур. Часто в практической игре понимается как расположение собственной фигуры на линиях действия дальнобойных фигур соперника с целью нарушения их атакующих или защитных действий.

Блокировка (блокирование поля) - тактический приём, с помощью которого заставляют фигуры соперника блокировать путь отступления другой, как правило более ценной фигуры, которая становится объектом атаки. Особый вид завлечения: так при завлечении объект нападения - завлекаемая фигура, при блокировки - блокированная.

Освобождение поля - тактический приём, позволяющий освободить необходимое для другой фигуры поле. В шахматной композиции освобождение поля для короля называется разблокированием. Как тема в задаче освобождение поля часто сочетается с жертвой фигуры - т. н. освобождающая жертва.

Шахматная теория представляет собой набор исследований, посвящённых различным аспектам шахматной игры. Её активное развитие началось с XV века, когда шахматные правила устоялись в виде, оставшемся практически неизменным до наших дней.

Этапы партии. Теория выделяет три этапа шахматной партии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль.

Дебют - начальная стадия партии, продолжающаяся первые 10-15 ходов. В дебюте основной задачей игроков является мобилизация собственных сил, подготовка к непосредственному столкновению с противником и начало такого столкновения. Дебютная стадия игры наиболее хорошо изучена в теории, существует объёмная классификация дебютов, наработаны рекомендации по оптимальным действиям в тех или иных вариантах, отсеяно большое количество неудачных дебютных систем.

Миттельшпиль - середина игры. Стадия, начинающаяся после дебюта. Именно в ней обычно происходят основные события шахматной партии (ситуации, когда выигрыш достигается ещё в дебюте, очень редки). Характеризуется большим количеством фигур на доске, активным маневрированием, атаками и контратаками, соперничеством за ключевые пункты, в первую очередь - за центр. Партия может завершиться уже в этой стадии, обычно такое происходит, когда одна из сторон проводит успешную комбинацию. В противном случае после взятия большего числа фигур партия переходит в эндшпиль.

Эндшпиль - заключительная стадия игры. Характеризуется небольшим количеством фигур на доске. В эндшпиле резко возрастает роль пешек и короля. Часто основной темой игры в эндшпиле становится проведение проходных пешек. Эндшпиль заканчивается либо победой одной из сторон, либо достижением положения, когда победа в принципе невозможна. В последнем случае заключается ничья.

Шахматы как игра с полной информацией. Шахматы являются игрой с полной информацией, поэтому итог игры предопределён в случае следования по крайней мере одним из игроков оптимальной стратегии, гарантирующей достижение выигрыша (или ничьей). Математически доказано, что такая стратегия, при условии конечности игры, наверняка существует (для шахмат, как и для любой другой игры с полной информацией), однако на текущий момент для шахмат она не найдена. Большое количество вариантов ходов и возможных позиций препятствуют «механическому» расчёту хода партии более чем на несколько ходов вперёд, так что на практике итог игры непредсказуем.

На этот раз я хотел бы рассказать кое-что о шахматах. Многие из нас знают правила данной игры, но обычно этим всё и ограничивается. То есть человек знает лишь как ходит каждая фигура, и что такое мат королю (а что существует рокировка - вообще известно лишь избранным) .

Не так давно я заинтересовался шахматами чуть более серьезно (бесцельно передвигать фигуры стало неинтересно, да и не результативно). Пролистал пару книжек по стратегии и тактике, сыграл несколько сот партий и уже успел для себя вынести кое-какие уроки.

Прежде всего должен сказать, что если кто из вас захочет стать профессиональным игроком, ему придется долго и нудно заучивать дебюты (дебют - первые ходы партии, во время которых происходит вывод фигур и занятие начальной позиции для успешной атаки/защиты), различные позиции матования короля и прочую теорию.

Если же вы хотите просто научиться неплохо (выше среднего) играть в шахматы, выучить достаточно будет лишь основные принципы. Именно с ними я и хочу вас познакомить в этом посте.

Основные принципы стратегии и тактики в шахматах

1. Обязательно запомните ценность каждой фигуры:
ферзь - 9 очков
ладья - 5 очков
слон - 3 очка
конь - 3 очка
пешка - 1 очко

Эти цифры очень важно учитывать при размене фигур. Скажем, размен коня и слона на ладью невыгоден, а две ладьи преимущественно сильнее, чем ферзь. Однако всегда стоит учитывать текущую позицию. Если у вас есть слон, которому из-за своих и вражеских пешек просто некуда ходить - при первой возможности меняйте его на коня или подвижного слона противника. Особенно это относится к размену конь<->слон.

2. В дебюте старайтесь как можно скорее развить свои фигуры (вывести их на выгодные позиции, с которых «простреливается» большое пространство), а также занять пешками центр. Начинающим лучше начинать с хода пешкой e2-e4 за белых и отвечать e7-e5 за черных. Также советую всё-таки выучить хотя бы первые 5 ходов дебюта трех, четырех коней, венгерской защиты и прочих дебютов, начинающихся с e2-e4.

3. При первой же возможности (если в данный момент нет обостренной борьбы) делайте рокировку. Рокировка производится перемещением короля на две клетки вправо или влево, причем ладья, в сторону которой перемещается король, становится слева или справа от короля соответственно. Рокировка возможна только если король и соответствующая ладья не трогались с места, между ними нет фигур, а поля между ними не атакованы противником. Также рокировка невозможна во время шаха королю.

4. Учитесь правильно разменивать фигуры - не только по очкам. Скажем, если соперник развил коня, сделав им 2-3 или больше ходов, а вы побили его слоном, который до сих пор не делал ни одного хода, такой размен скорее всего будет выгодным, т. к. вы выигрываете темп (проще говоря, вы выигрываете по скорости в развитии).

5. Также выгодным может быть размен, при котором противник сдваивает пешки (скажем, конь был под защитой пешки, после взятия его слоном пешка берет коня и оказывается перед другой пешкой). За редкими исключением, двойные пешки негативно сказываются на позиции.

6. Внимательно следите за тем, куда ставите фигуры, где они оказываются в процессе размена. Старайтесь, чтобы фигура контролировала как можно большее количество полей (фигура контролирует те поля, которые находятся у неё под ударом, поле, на котором находится сама фигура, ею не контролируется). Так, например, коня, не стоит размещать у края доски, а слона загораживать пешками. Запомните, что конь сильнее всего в центре доски, слоны на открытых диагоналях (чем длиннее диагональ, тем лучше), а ладьи - на открытых и полуоткрытых вертикалях (когда на пути нет ни одной пешки, либо же только пешка противника).

7. По возможности старайтесь продвинуть свои пешки поближе к лагерю противника, это стеснит его позиции. Однако не забывайте о защите короля - если вы откроете его для шаха, потом можете сильно потерять в темпе.

8. Старайтесь заполучать проходные пешки (у которых ни на пути, ни на соседних вертикалях нет вражеских пешек) - помните, что это большая угроза для противника (пешка, дойдя до конца доски, может превратиться в любую фигуру), и порой пешка легко связывает одну из фигур противника, которая вынуждена будет её блокировать.

9. В эндшпиле (стадия, когда большинство фигур уже разменяно) ни в коем случае не забывайте о короле - он легко может защищать свои фигуры, атаковать вражеские и будет хорошим подспорьем в атаке или продвижении пешек в ферзи.

10. Старайтесь думать хотя бы на ход вперед (ходом считается перемещение белой и затем черной фигуры, т. е. два полу-хода). Если какая-то из фигур находится под ударом, немедленно подсчитайте количество атакующих и защитников, чтобы выяснить, кому будет выгоден размен в случае её взятия.

11. После каждого хода противника анализируйте изменение позиции - какие ваши фигуры оказались под ударом, какие фигуры противника ослабились, немедленно принимайте соответствующие меры. Помните, что внимательность в шахматах просто необходима . Кстати, самая распространенная ошибка новичков: они часто обращают внимание лишь на то, какие фигуры оказались под ударом только что походившей фигуры, но не обращают внимание на т. н. вскрытое нападение . Например, если пешка походила и открыла слона, который теперь атакует ферзя.

12. Особое внимание уделите таким комбинациям и приемам, как вилка (нападение фигурой сразу на две вражеских), вскрытое нападение (см. выше), вскрытый шах (например, слон, нападая на ферзя, открывает ладью, которая тут же ставит шах королю - так можно забрать вражеского ферзя), двойной шах и т. п. Также внимательно следите за тем, чтобы противник сам не поставил вам вилку. Особенно грозными являются вилки конем (т. к. в данном случае закрыться от нападения невозможно), в частности на полях с7, f7 и c2, f2.

13. Обязательно научитесь из любой позиции ставить мат (одному королю) королем и ферзем, королем и ладьей, и, желательно, двумя слонами (хотя такая позиция возникает довольно редко, да и мат поставить тут весьма непросто). Для этого посмотрите ниже видеоуроки Евгения Гриниса.

14. Обязательно разучите варианты «детского мата» и правильную реакцию на попытку его поставить (также есть в уроках Евгения Гриниса).

15. Всегда рассматривайте текущую возможность объявить шах королю - оцените, на какие фигуры можно напасть одновременно с шахом (возможно, из них имеются незащищенные), возможную реакцию противника - выиграете ли вы позицию или темп при наиболее вероятном ответе противника.

16. Помните, что один из наиболее мощных приёмов в шахматах - это ходы, преследующие несколько целей сразу, например, нападение на сразу две незащищенных фигуры, нападение+вскрытое нападение, размен неэффективной фигуры и открытие пространства для рокировки и т. д. Таким образом вы можете выиграть либо материал, либо темп, либо и то и другое сразу.

Вот, в общем-то и всё, для начала вполне достаточно. Используя эти советы, вы легко сможете выиграть у неподготовленного противника, а то и потягаться с кем-то более опытным.

И всё же важно понимать, что недооценивать опыт нельзя ни в коем случае. Чем больше партий вы сыграете, тем лучше отработаете вышеописанные принципы, тем больше позиций и комбинаций запомните (не обязательно их зазубривать, многие комбинации запоминаются сами собой, когда разыгрываете их достаточное количество раз). Играть можно как с другими людьми, так и с компьютером. Надо отметить, что с людьми играть намного интереснее, ведь тут большую роль играет психологический фактор (например, человеку можно поставить ловушку с приманкой, с компьютером же такое не пройдет).

Для тех, кто хочет чуть более углубиться в изучение шахмат, я выкладываю два учебника Яссера Сейравана - один по стратегии, второй по тактике.

Видеоуроки от Евгения Гриниса

Шахматы для начинающих. Основы шахмат 1. Правила шахмат. Сравнительная ценность шахматных фигур

Шахматы для начинающих. Основы шахмат 2. Мат одинокому королю

Шахматы для начинающих. Компьютер играет без ферзя и двух ладей

Шахматы. Теория дебютов 1. Защита Филидора, Дебют Понциани (в начале видео рассказывается о «детском мате»)

Информация от спонсора

Друг Вокруг: популярный мессенджер. Теперь стало возможным установить программу Друг вокруг на компьютер под управлением операционной системы Windows.

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА В ШАХМАТАХ

Тактика игры – термин из военной терминологии. Что- то наподобие тактики проведения боевых действий. А именно, тактика включает в себя разработку, подготовку и реализацию боевых действий.

По сути – умение распоряжаться всеми имеющимися ресурсами.

Шахматная тактика – набор приемов для реализации стратегии в шахматной партии. Надеюсь, не слишком вас запутал.

То есть, тактика игры в шахматах в широком смысле состоит из следующих составляющих:

  1. Стратегия – путь к достижению нужного результата в конкретной партии.
  2. Шахматная тактика – инструментарий для реализации стратегии.

Стратегия – планирование, тактика – претворение в жизнь. Стратегию игры мы обсуждали в этой статье.

Сегодня поговорим о тактике.

ШАХМАТНАЯ ТАКТИКА

Значение тактики в шахматной партии никак не меньше, чем стратегии. Пожалуй, даже больше.

Шахматист может хорошо оценивать позицию и составлять правильные планы. Но если он не владеет достаточным тактическим арсеналом, он не сможет их реализовать и довести до нужного результата.

Более того, цена тактической ошибки выше, чем стратегической . Если вы просматриваете мат в два хода, все ваши стратегические достижения мгновенно обесцениваются.

Во время партии тактические вопросы решаются шахматистом намного чаще, чем он сталкивается с вопросами стратегии.

Тактический арсенал

Мы с вами уже обсуждали различные тактические приемы. Двойной удар, вилка, связка - все это тактический арсенал шахматиста. Конечно неполный. Все эти приемы отрабатываются на практике.

ТАКТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Тактической операцией создается этап партии, включающий в себя последовательность (часто форсированную) ходов с определенной целью.

На этом этапе ходы имеют логическую последовательность. Каждый из которых может казаться непонятным, но все вместе они создают понятное целое.

Тактическая операция состоит из трех этапов:

  1. Нахождение идеи
  2. Расчет вариантов
  3. Оценка последствий

Одним из разновидностей тактических операций в шахматной партии является комбинация. По сути это тактическая операция с жертвами.

Все три составные части тактической операции одинаково важны. Например, оценка последствий. Важно видеть, не буду ли выгоды от комбинации перечеркнуты другими факторами. Например, вы выиграли пешку, но ваш ферзь оказался в ловушке.

Почти всегда возможность провести успешную тактическую операцию или комбинацию опирается на уже накопленные позиционные плюсы.

ПРИМЕРЫ ТАКТИКИ НА СЛУЖБЕ СТРАТЕГИИ

Тактика в атаке

Черные успешно проводят план по «зажатию» королевского фланга белых. С помощью форпоста на е4 они перебросили фигуры для атаки.

По своему опыту скажу, что в такой позиции есть стойкое ощущение, что назрел тактический удар.

То есть, перевод позиционных плюсов в результаты. В данном случае результат видится, как матовая атака. Вопрос, какой вариант ведет к цели. Нетрудно убедиться, что прямые жертвы не проходят. И все же:

1…Лg3!!

2.fg Если не брать ладью, решает жертва на h3.

2….Kg4+

3.Крh1 Ф:g3

и мат следующим ходом.

Тактика в эндшпиле

В эндшпиле важнейшая тема – превращение пешки. Именно с целью обеспечить проход пешки часто проводятся комбинации.

Например:

Кто сказал, что ладейные окончания не выигрываются?

1.Л:с2!! Л:с2 (на 1…Лd8 –2.Лс6 и Кре4 выигрывая)

2.d7 и пешку не удержать.

Типичный прием борьбы ладьи против ладьи в подобных позициях, - если черные на 1.Л:с2 играют 1…Ла8 , то 2. d7 Крf7 3.Лс8!

и белые выигрывают.

Еще пример:

Как играть белым?

Теперь у черных две возможности задержать пешку, но… обе наталкиваются на «тактику».

1. …Л:g4 2.a6 Лg1 3.a7 Ла1 4.Ла3!!

и белые выигрывают.

Второй вариант:

1. a5 Л:g4 2.a6 Лh4 3.Лd8!!

И после 3…Кр:d8 4.a7 пешку не удержать.

Скажу откровенно, - знать приемы эндшпильной тактики архиважно. Тактические возможности в эндшпиле встречаются чаще, чем это принято считать.

В заключение:

Как научиться тактическим навыкам?

  • Находить и запоминать точные позиции. Набор таких позиций должен постоянно пополняться. Это в некотором смысле конечные пункты ваших тактических операций.
  • Запоминать типичные приемы.
  • «Проигрывать» в уме различные тактические удары и комбинации. Дабы развивать пространственное воображение.

Ну и конечно практическая игра и анализ сыгранных партий. Навык формируется только практикой.

День добрый, дорогой друг!

В понятии тактики в шахматах есть некоторая путаница. Не знаю, будете вы удивлены или нет, но понятия «тактика игры в шахматах» и «шахматная тактика» несколько различаются.

Стратегия и тактика в шахматах

Тактика игры – термин из военной терминологии. Что- то наподобие тактики проведения боевых действий. А именно, тактика включает в себя разработку, подготовку и реализацию боевых действий.

По сути – умение распоряжаться всеми имеющимися ресурсами.

Шахматная тактика – набор приемов для реализации стратегии в шахматной партии. Надеюсь, не слишком вас запутал.

То есть, тактика игры в шахматах в широком смысле состоит из следующих составляющих:

  1. Стратегия – путь к достижению нужного результата в конкретной партии.
  2. Шахматная тактика – инструментарий для реализации стратегии.

Стратегия – планирование, тактика – претворение в жизнь. Стратегию игры мы обсуждали в статье.

Сегодня поговорим о тактике.

Шахматная тактика

Значение тактики в шахматной партии никак не меньше, чем стратегии. Пожалуй, даже больше.

Шахматист может хорошо оценивать позицию и составлять правильные планы. Но если он не владеет достаточным тактическим арсеналом, он не сможет их реализовать и довести до нужного результата.

Более того, цена тактической ошибки выше, чем стратегической . Если вы просматриваете мат в два хода, все ваши стратегические достижения мгновенно обесцениваются.

Во время партии тактические вопросы решаются шахматистом намного чаще, чем он сталкивается с вопросами стратегии.

Тактический арсенал

Мы с вами уже обсуждали различные тактические приемы. Двойной удар, — все это тактический арсенал шахматиста. Конечно неполный. Все эти приемы отрабатываются на практике.

Тактические операции

Тактической операцией создается этап партии, включающий в себя последовательность (часто форсированную) ходов с определенной целью.

На этом этапе ходы имеют логическую последовательность. Каждый из которых может казаться непонятным, но все вместе они создают понятное целое.


Тактическая операция состоит из трех этапов:

  1. Нахождение идеи
  2. Расчет вариантов
  3. Оценка последствий

Одним из разновидностей тактических операций в шахматной партии является . По сути это тактическая операция с жертвами.

Все три составные части тактической операции одинаково важны. Например, оценка последствий. Важно видеть, не буду ли выгоды от комбинации перечеркнуты другими факторами. Например, вы выиграли пешку, но ваш ферзь оказался в ловушке.

Почти всегда возможность провести успешную тактическую операцию или комбинацию опирается на уже накопленные позиционные плюсы.

Примеры тактики на службе стратегии

Тактика в атаке

Черные успешно проводят план по «зажатию» королевского фланга белых. С помощью форпоста на е4 они перебросили фигуры для атаки.

По своему опыту скажу, что в такой позиции есть стойкое ощущение, что назрел тактический удар.

То есть, перевод позиционных плюсов в результаты. В данном случае результат видится, как матовая атака. Вопрос, какой вариант ведет к цели. Нетрудно убедиться, что прямые жертвы не проходят. И все же:

1…Лg3!!

2.fg Если не брать ладью, решает жертва на h3.

2….Kg4+

3.Крh1 Ф:g3

и мат следующим ходом.

Тактика в эндшпиле

В эндшпиле важнейшая тема – превращение пешки. Именно с целью обеспечить проход пешки часто проводятся комбинации.

Например:


Кто сказал, что ладейные окончания не выигрываются?

1.Л:с2!! Л:с2 (на 1…Лd8 –2.Лс6 и Кре4 выигрывая)

2.d7 и пешку не удержать.


Типичный прием борьбы ладьи против ладьи в подобных позициях, — если черные на 1.Л:с2 играют 1…Ла8 , то 2. d7 Крf7 3.Лс8!

и белые выигрывают.

Еще пример:

Как играть белым?

1.a5!!

Теперь у черных две возможности задержать пешку, но... обе наталкиваются на «тактику».

1. ...Л:g4 2.a6 Лg1 3.a7 Ла1 4.Ла3!!

и белые выигрывают.

Второй вариант:

1. a5 Л:g4 2.a6 Лh4 3.Лd8!!

И после 3...Кр:d8 4.a7 пешку не удержать.

Скажу откровенно, — знать приемы эндшпильной тактики архиважно. Тактические возможности в эндшпиле встречаются чаще, чем это принято считать.

В заключение:

Как научиться тактическим навыкам?

  • Находить и запоминать Набор таких позиций должен постоянно пополняться. Это в некотором смысле конечные пункты ваших тактических операций.
  • Запоминать типичные приемы.
  • «Проигрывать» в уме различные тактические удары и комбинации. Дабы развивать пространственное воображение.

Ну и конечно практическая игра и анализ сыгранных партий. Навык формируется только практикой.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня!