Планирование физических нагрузок по периодам в легкой атлетике. Учебно-тренировочное занятие по легкой атлетике Планирование тренировочных занятий по легкой атлетике

Урок. Тренировочные занятия по легкой атлетике в любой период должны представлять собой как по содержанию, так и по форме хорошо продуманный и организованный педагогический процесс.


Основной формой проведения занятий является урок. Каждый урок строится по заранее намеченному плану. Тренер составляет план в зависимости от того, какие задачи он ставит перед данным занятием.


При решении специальных задач нужно иметь в виду главные стороны воспитания советского человека. Обучая тому или иному приему, требуя выполнения какого-либо задания, тренер старается повышать сознательность, решительность, смелость занимающихся, воспитывать чувство товарищества и коллективизма и в то же время пресекать попытки действовать в нежелательном направлении, противоречащем этике советского спорта.


Общими задачами урока могут быть:

1) изучение или совершенствование техники и тактики;

2) улучшение состояния здоровья тренирующихся;

3) повышение тренированности в избранном виде легкой атлетики;

4) приобретение, развитие и совершенствование основных качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости и др.


Урок состоит из четырех частей:
1. Вводная часть 5-10 мин.
2. Подготовительная часть 20-30 мин.

3. Основная часть 60-70 мин.
4. Заключительная часть 5-10
мин.

Итого: 90-120 мин.


В сваю очередь, каждая часть урока имеет свои частные задачи, как это видно из приводимой ниже схемы урока. Схема остается неизменной для всех периодов тренировки, изменяется лишь содержание уроков.


Схема урока
Вводная часть


Задачи:

1) организация группы;

2) организация внимания занимающихся;

3) воспитание строевых навыков и правильной осанки;

4) общее умеренное разогревание организма.


Средства:

1) порядковые и строевые упражнения;

2) ходьба, бег, подпрыгивания, упражнения на внимание.


Подготовительная часть


Задачи:

1) общее развитие мускулатуры;

2) специальное развитие Отдельных мышечных групп и связок в сочетании с обучением технике;

3) подготовка к основной части урока.


Средства:

1) простые и сложные упражнения на гибкость, силу, ловкость для различных частей тела, их сочетание, упражнения в расслаблении;

2) специальные упражнения, связанные с развитием нужных качеств, навыков и умений;

3) упражнения с применением набивных мячей, мешка с песком, скакалки, "гантелей и других снарядов.


Основная часть


Задачи:

1) изучение техники;

2) приобретение, развитие и совершенствование нужных для легкоатлета качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости и др.;

3) тренировка в избранном виде.


Средства:

1) ходьба, бег, прыжки, метания (основной период);

2) дополнительные виды: спортивные игры, упражнения на снарядах, лыжный спорт (подготовительный период).


Заключительная часть


Задачи:

Успокоение деятельности органов дыхания, нервной системы, приведение организма спортсмена в состояние, близкое к норме.


Средства: Ходьба, спокойный, тихий бег, упражнения на дыхание и расслабление.


При проведении занятий тренер должен:

1) хорошо знать цель занятий, материал урока и последовательность упражнений (на память), уметь провести занятия методически правильно и интересно;

2) добиваться эффективности занятий, уметь связывать материал данного урока с пройденным;

3) уметь расставить занимающихся для выполнения упражнений;

4) владеть командным языком, правильно самому исполнить упражнения;

5) обладать педагогическим тактом, поддерживать дисциплину и применять страховку во время занятий.


Тренер, зная состав занимающихся, определяет необходимые упражнения, их объем, сколько времени потребуется на овладение отдельными элементами техники, каких результатов можно ожидать от занимающихся.


Систематичность в обучении и тренировке обеспечивается правильно составленной программой и соответственным планированием занятий по неделям, месяцам и периодам года.


Систематичность и последовательность в обучении и тренировке означают нарастание трудности и сложности в упражнениях, постепенность в достижении разностороннего физического развития, в приобретении знаний, в развитии и совершенствовании необходимых двигательных навыков.


Каждая тренировка, соревнование, даже утренняя зарядка представляют собой частицу общего учебно-тренировочного плана, заранее предусмотренного тренером.


Работоспособность у людей различна, поэтому и физиологическая нагрузка не может быть одинаковой. В каждом занятии дозировка упражнений дается с учетом индивидуальных особенностей спортсменов, уровням развития у них качеств силы, ловкости, выносливости и т. п.


Кривая физиологической нагрузки должна нарастать на протяжении зимнего, весеннего и летнего периодов, равномерно распределяясь по месяцам и неделям. Только систематическими, правильно дозированными упражнениями в беге, прыжках и метаниях с постепенным возрастанием нагрузки можно достичь хороших спортивных результатов.


Путь к высоким спортивным достижениям связан с преодолением трудностей. Мышечные усилия зависят от волевых усилий. Чем сильнее волевые усилия, тем больше силы, быстроты и выносливости может проявить спортсмен.


Волевые усилия в значительной мере воспитываются в преодолении трудностей, связанных с повышением спортивного мастерства, и в соревнованиях, где спортивная борьба создает эмоциональный подъем, содействующий проявлению всех сил и способностей спортсменов. Тренер поэтому должен уделять большое внимание воспитанию воли у занимающихся. Проведение прикидок, квалификационных соревнований, систематическое участие спортсменов в календарных соревнованиях содействуют воспитанию волевых усилий у занимающихся.


Правильно построенные учебно-тренировочные занятия - верная гарантия от переутомления. Причиной перетренировки чаще всего бывают отсутствие должного педагогического и врачебного контроля и несоблюдение основных правил тренировки (всесторонности, повторности и постепенности). При перетренировке понижается работоспособность организма. Потеря в весе, отсутствие аппетита, бессонница, вялость, нежелание тренироваться - первые признаки того, что тренировка была построена неправильно.


Большие перерывы в тренировке в значительной мере снижают результаты занятий.


Групповые и индивидуальные занятия.

В зависимости от состава занимающихся в секции могут быть организованы следующие группы. Однородная по полу и подготовленности группа занимается в постоянном составе без разделения на подгруппы. Смешанная группа разбивается на подгруппы, причем проходимый учебный материал дозируется в зависимости от состава подгруппы. Хорошо подготовленная группа разбивается на подгруппы (в основной части урока), причем учитываются индивидуальные особенности и стремления занимающихся совершенствоваться в отдельных видах легкой атлетики.


Для занятий с каждой группой тренер составляет особый рабочий план.


Легкоатлеты-разрядники занимаются по индивидуальным планам, составленным ими с помощью тренера. Занятия с ними проводятся одновременно с занятиями всей группы, но по особым заданиям и с помощью взаимного наблюдения самих занимающихся за выполнением упражнений. Чем раньше будет создана возможность перейти к тренировке по индивидуальным планам, тем лучше.


Индивидуальные планы предусматривают возможное повышение спортивных результатов каждого занимающегося в избранном виде легкой атлетики, учитывая его индивидуальные особенности и сроки соревнований. Сначала индивидуальные планы составляются на короткий срок, а затем на более долгий (по периодам).


При построении тренировочных занятий необходимо соблюдать последовательность в применении различного рода нагрузок. Это должно найти свое отражение в плане. Необходимо учитывать, каков был характер тренировки спортсмена накануне. Если предшествующая тренировка была посвящена развитию быстроты, то на последующее занятие целесообразно планировать упражнения на выносливость.


После интенсивной тренировки на развитие быстроты способность организма к скоростным напряжениям временно ослабевает, поэтому для ее восстановления необходим кратковременный отдых. Приспособляемость же сердечно-сосудистой системы к работе на выносливость остается хорошей, несмотря на предыдущую усиленную деятельность скоростного характера. Поэтому тренировку на развитие быстроты и надо чередовать с тренировкой на развитие выносливости.


Приводимая ниже недельная схема показывает, в какой примерно последовательности чередуется характер (направленность) тренировочных занятий в основном периоде тренировки.


Теоретические занятия.

Наряду с практикой проводятся и теоретические занятия. Их цель - способствовать повышению общей и спортивной культуры занимающихся, помочь освоению основ техники и тренировки в легкой атлетике, а также подготовить занимающихся к сдаче спортивных норм.

Теоретические занятия проводятся в форме кратких собеседований по конкретным вопросам до тренировочных занятий и лекций в особо назначенное время.

Схема последовательности занятий

Понедельник - Упражнения, развивающие и совершенствующие ловкость, координацию движений
Вторник - Упражнения, развивающие и совершенствующие общую или специальную выносливость
Среда - Отдых
Четверг - Упражнения, развивающие и совершенствующие кость в сочетании с развитием быстроты
Пятница - Общеразвивающие и специальные упражнения, пробежки, ускорения на местности
Суббота - Отдых
Воскресенье - Прикидки, соревнования

тренировочный легкий атлетика волевой

На протяжении года осуществляется комплексная тренировка с применением широкого круга средств подготовки, направленных на укрепление организма, совершенствование его функциональных возможностей, улучшение координации движений, повышение волевых качеств.

Периоды и этапы годичной подготовки отличаются один от другого задачами, соотношением тренировочных средств, величиной нагрузки, ее объемом и интенсивностью, психической напряженностью. Однако границы между периодами носят условный характер. Один период по своему содержанию постепенно переходит в другой, что объясняется необходимостью плавного изменения объема и характера тренировочных нагрузок.

Подготовительные периоды отличаются наибольшей тренировочной нагрузкой, создающей фундамент для дальнейшего роста результатов. Только выполнение большой нагрузки со значительным объемом разнообразных средств вызовет в организме нужные функциональные изменения, приведет к развитию важнейших физических и волевых качеств .

Разносторонняя комплексная тренировка в подготовительном периоде должна обеспечить не только высокий уровень двигательных навыков и качеств, но и необходимую связь между ними.

В соревновательном периоде решается задача достижения наивысших результатов в том или ином соревновании. Соревнования в этот период являются одним из главных средств подготовки.

Тренировочная нагрузка, ее объем и интенсивность в соревновательных этапах имеют значительные колебания. С приближением ответственных соревнований общая нагрузка снижается, а изменение интенсивности происходит соответственно особенностям вида легкой атлетики.

Планирование тренировки строится на основе недельного цикла или цикла с другим числом дней. Объем основных средств тренировки за неделю отмечается в плане в конкретных цифрах, а в конце каждой недели показатели суммируются.

Непрерывное развитие необходимых качеств и эффективная реализация их при совершенствовании в технике осуществляются изменением недельного объема и интенсивности тренировочных средств на различных этапах тренировки. Наибольший эффект в решении данной проблемы достигается при комплексном построении занятий с большим числом повторений отдельных средств в недельном цикле подготовительного (3--4 раза) и соревновательного (2--3 раза) периодов. В подготовке спортсменов можно выделить следующие этапы .

1. улучшение состояния здоровья и общей физической подготовки (переходный и начало подготовительного периода);

2. совершенствование специальной физической подготовки в сочетании с технической подготовкой (подготовительный период);

3. совершенствование в технической подготовке (соревновательный период);

4. достижение высших результатов.

Каждому этапу в зависимости от его направленности соответствует определенное содержание недельного тренировочного цикла, которое для краткости обозначим: неделя ОФП-1 (общая физическая подготовка без средств легкой атлетики), ОФП-2 (то же с включением средств легкой атлетики), СФП (специальная физическая подготовка), ТП (техническая подготовка), СП (соревновательная подготовка).

Следует подчеркнуть ориентировочный характер недельных объемов тренировочных средств, особенно при переходе от одного периода к другому. Рекомендуемые соотношения основных средств специальной подготовки могут и должны меняться в связи с необходимостью решения индивидуальных задач в ходе тренировочного процесса.

Варьирование объема и интенсивности с учетом меняющегося соотношения основных тренировочных средств и методов является своеобразным пультом управления тренировкой.

С учетом специфики местных условий данного коллектива физкультуры могут иметь место некоторые отклонения в периодизации, расстановке акцентов и длительности этапов в круглогодичной тренировке. Однако общая схема построения, последовательность в постановке и решении основных задач по этапам должны быть постоянными.

Во всех случаях подготовительный период начинается с фундаментальной общей физической, а затем углубленной специальной подготовки.

Подготовка в октябре ведется по плану 4 недель ОФП-2. Под влиянием такой тренировки постепенно повышается функциональное состояние и работоспособность организма спортсмена. Очень важно на этом этапе соблюдать постепенность в нарастании нагрузки, осуществляя самоконтроль за изменением работоспособности. Объективным показателем воздействия тренировочной нагрузки может служить частота пульса, измеряемого ежедневно утром (лежа и стоя). По мере повышения тренированности или снижения нагрузки частота пульса в минуту снижается.

Тренировка 1.

Задачи: 1.Совершенствование техники бега на короткие дистанции.

2.Развитие скоростно-силовых качеств.

3.воспитание волевых качеств.

Вводная часть - 20минут.

1 .Инструктаж по технике безопасности на занятиях лёгкой атлетикой (инструкция № 05-01) - 2минуты.

2.Разминочный бег - 1км. (5кругов на стадионе или 2 круга в лесу) -8минут.

3.Разминка. Построение в одну шеренгу. 10минут.

1)И.п. - узкая стойка ноги врозь, руки на пояс. Наклоны головы вперед - назад, вправо - влево.

2)И.п. - узкая стойка ноги врозь, руки за голову. Повороты туловища влево, вправо.

3)И.п. - узкая стойка ноги врозь, руки к плечам. Круговые движения плечами вперед, назад.

4)И.п. - узкая стойка ноги врозь, руки внизу. Наклоны туловища влево и вправо, руки скользят вдоль тела.

5)И.п. - узкая стойка ноги врозь, руки вперед. Махи ногами (противоположными).

6)И.п. - узкая стойка ноги врозь, руки за голову. Приседания до уровня колен. Стараться держать спину прямо.10.

7)И.п. - узкая стойка ноги врозь, носки развернуты в стороны, руки свободно для равновесия. Приседания - 10раз.

8)И.п. - основная стойка, руки за голову. Полные приседания, пятки не отрывать, спину стараться держать прямо. 10раз.

9)И.п. - сед в сторону на бедро, руки вперед для равновесия. Перекаты.

10)И.п. - основная стойка. Выпады вперед поочередно правой и левой. 10раз каждой ногой.

11)И.п. - упор лёжа, руки на ширине плеч. Отжимания - 10раз.

12)И.п. - упор лёжа, руки на ширине плеч, ладони развернуты друг на друга. Отжимания - 10раз.

13)И.п. - упор лёжа, руки почти рядом друг с другом. Отжимания -10раз.

14)И.п. - основная стойка. Смешанные упоры - 10раз.

Основная часть - 1час 20мин.

7)Бег 200м. (1 круг) с высокого старта. После старта на каждых 20м. постепенно увеличивать скорость до максимальной, (через каждые 20м. расставить флажки) 1 серия.

2.Развитие скоростно-силовых качеств - 20минут.

1)Бег с высоким подниманием бедра, на месте и с незначительным продвижением вперед в различном темпе.

2)Прыжки на обеих ногах с небольшим продвижением вперед и подтягиванием согнутых ног (бедер) к груди. 2-3 серии по 10-20раз девочки и по 15-30раз мальчики.

3)И.п. - упор присев. Выпрыгивание вверх в положение прогнувшись. 8-10раз.

4)прыжки с места в длину. 8-Юраз с фиксацией или без фиксации дальности прыжка.

5)Тройной прыжок с места. 4-6раз с регистрацией или без регистрации результата.

6)Прыжки на одной ноге потом на другой с продвижением вперед. По 5-6 раз.

7)В парах. «Пистолетик». По 4-6 раз на каждой ноге - девочки, по 6-8раз - мальчики.

8)Многоскоки на обеих ногах. 4-6 раз на отрезках 10-15м.

З.Игра в футбол - 20минут.

Заключительная часть - 20минут.

1 .Игра «Борьба в квадратах»

размером 5х5 и два 2х2.

2.Игра в волейбол, пионербол.

Тренировка 2 .

Задачи: 1.Совершенствование бега на короткие дистанции.

2.Развитие силовых способностей.

3.Воспитание волевых качеств. Вводная часть - 20 минут.

1.Разминочный бег - 1 км. - 8 минут.

2.Разминка - 6минут.

3-4 - то же в другую сторону.

3)И.п. - основная стойка.

6)Тройной прыжок.

Основная часть- 1час 20мин.

1.Совершенствование техники бега на короткие дистанции - 40минут.

1)Бег 30м. с низкого старта в парах на перегонки. 3 серии.

2)Бег 30м. с низкого старта, на первых 10-15м. идет максимальный набор скорости, остальной отрезок - бег по инерции. В парах. 3 серии.

3)Бег по кругу, по свистку - ускорение, по второму свистку - медленный бег. 8-10 ускорений на 600м. (3 круга).

4)0тдых - игра в волейбол в кругу - 5минут.

5)Бег 60м. с низкого старта в парах на перегонки. 3 серии.

6)Бег 100м. (0,5 круга) с низкого старта в парах на перегонки. 3 серии.

7)Бег 200м. (1 круг) с высокого старта. После старта на каждых 20м.

постепенно увеличивать скорость до максимальной, (через каждые

20м. расставить флажки) 1 серия.

2.Отдых - игра в волейбол в кругу - 10 минут.

3.Развитие силовых качеств - 20 минут.

1)И.п. - узкая стойка ноги врозь, полунаклон туловища вперед, «блин» за головой. Круговые движения туловища с максимальной амплитудой вправо и влево. По 6-8 вращений в каждую сторону.

2)Приседания на одной ноге («пистолет»). Выполнить максимальное количество раз на правой и левой ноге. Разрешается придерживаться рукой за опору.

3)Подскоки на месте с отягощением на плечах (гриф штанги весом 10-15 кг.) 15-20 раз - мальчики, 8-13 раз - девочки.

4)Наклоны вперед с грузом 10-15 кг. на плечах 15 раз - мальчики, 10 раз девочки.

5)И.п. - вис на перекладине. Круги ногами влево и вправо. Ноги

прямые или чуть согнутые в коленях. По 4-6 кругов в каждую сторону.

4.Игра в футбол - 10 минут.

Заключительная часть - 20минут.

1 .Игра «Борьба в квадратах»

На волейбольной площадке посередине начертить 3 квадрата: один

размером 5х5 и два 2х2.

Все играющие становятся в большой квадрат. По сигналу каждый

стремится остаться в большом квадрате, выталкивая соседа в малый

квадрат. Перешедшие в следующий квадрат продолжают борьбу в нем.

Выигрывают те, кто сумел остаться в большом квадрате.

Во время борьбы можно захватывать соперника только за руки и

туловище. Нельзя нападать на игрока сзади. Выбывшим считается тот,

кто двумя ногами перейдет ограничивающие линии.

2.Игра в волейбол, пионербол.

Тренировка 3.

Задачи: 1.Учить технике бега на средние дистанции.

2.Совершенствовать технику бега на короткие дистанции.

3.Развивать скоростно-силовые качества.

4.Воспитывать волевые качества.

Вводная часть - 20 минут.

1-Разминочный бег - 10 минут в медленном темпе (пульс не выше 120уд./мин.).

2-Разминка - 6минут.

1)И.п. - руки сцеплены внизу. 1-2 - руки вверх, подняться на носки и потянуться;

3-4 - опуская руки через стороны, вернуться в и.п.

2)И.п. - узкая стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 - наклон вправо с одновременным поворотом туловища вправо;

3-4 - то же в другую сторону.

3)И.п. - основная стойка.

1 - дугами влево руки вверх и наклон вправо;

2 - обратным движением вернуться в и.п.;

3-4 - то же в другую сторону. В исходном положении не останавливаться.

4)И.п. - упор лёжа. На каждый счет прыжками смена положений ног.

5)И.п. - основная стойка. Смешанные упоры.

6)И.п. - основная стойка. Прыжки с высоким подниманием бедер к груди.

7)И.п. - основная стойка. Прыжки вверх прогнувшись, руки вверх.

8)Растяжка мышц ног (попытка сесть на шпагат).

З.Спец. беговые упражнения - 6 минут.

1)Бег с высоким поднимаем бедра на месте и в движении.

2)Бег прыжками вперед (энергично отталкиваясь стопой) с постепенным увеличением темпа.

3)Семенящий бег. Упражнение следует выполнять мелкими, но быстрыми и свободными шагами.

4)Бег с захлестыванием голени назад на месте и в движении.

5)Выпрыгивания вверх с продвижением вперед.

6)Тройной прыжок.

7)Прыжки на одной ноге с продвижением вперед.

Основная часть - 1 час 20 минут.

1.Обучение технике бега на средние дистанции - 30 минут.

1)Рассказ о технике бега на средние дистанции (как стартовать, постепенное увеличение скорости бега, финиширование).

2)Пробегание отрезков по 200м. по 3-4 человека - 3 серии, с отдыхом 1-2 минуты.

3) Ускорения на 100м.(0,5круга), равномерные с плавным нарастанием темпа шагов до максимального.

4)Ускорения на 100м. с переменой темпа (каждые 5-6 пар шагов быстрого бега через 5-6 пар шагов свободного бега по инерции).

5)Ускорения на 100м. с минимальной частотой шагов.

6)Ускорения на 100м. с максимальной частотой шагов.

7)Пробегание отрезков 800м. в медленном темпе с постепенным

увеличением скорости бега (по свистку увеличивать темп на 2-3

беговых шага; свисток - через каждые 100м.).

2.0тдых - 20 минут. Игра в футбол, волейбол в кругу.

3.Совершенствование техники бега на короткие дистанции - 30 минут.

1)Бег 30м. с низкого старта в парах на перегонки. 3 серии.

2)Бег 30м. с низкого старта, на первых 10-15м. идет максимальный набор скорости, остальной отрезок - бег по инерции. В парах. 3 серии.

3)Бег по кругу, по свистку - ускорение, по второму свистку -медленный бег. 8-10 ускорений на 600м. (3круга).

4)Бег 60м. с низкого старта в парах на перегонки. 3 серии.

5)Бег 100м. (0,5 круга) с низкого старта в парах на перегонки. 3 серии. Заключительная часть - 20 минут.

1 .Развитие скоростно-силовых качеств - 10 минут. Выполнять в максимально быстром темпе.

1)Прыжки через скамейку боком - 30 раз.

2)Прыжки на скамейке со сменой ног - 50 раз.

3)Прыжки на обеих ногах, спрыгивая и запрыгивая на возвышение высотой 30-40см. То же на одной ноге.

4)Прыжки на одной ноге с продвижением вперед и подтягиванием толчковой ноги вперед-вверх.

5)Бег прыжками с ноги на ногу с высоким подниманием колена маховой ноги и полным выпрямлением толчковой.

6)выпрыгивание вперед - вверх на каждый третий или пятый шаг по ходу бега. Приземляться на маховую ногу.

2.Игра «Снайперы». Проводится на площадке. Играющие делятся на две команды. Одна находится в поле, другая располагается за лицевой линией площадки. Мяч (волейбольный) находится у второй команды. Один из игроков второй команды выполняет подачу мяча вверх (как в волейболе) - постараться, чтобы мяч побыл в воздухе как можно больше. После подачи игрок старается перебежать через площадку за противоположную лицевую линию. Игроки первой команды, поймав мяч, стараются осалить бегущего игрока, передавая мяч передачами. Если им удалось осалить игрока, то команды меняются местами.

Разработал для преподавателей ВУЗов ,

старший преподаватель кафедры теории и практики физической культуры и спорта Костанайского государственного педагогического института.

Введение……………………………………………………………………………………………1

Поурочные рабочие планы по лёгкой атлетике – 1 курс………………………………………..3

Поурочные рабочие планы по лёгкой атлетике – 2 курс……………………………………....22

Приложение 1. Ошибки при выполнении легкоатлетических

Приложение 2. Упражнения для развития физических качеств………………………………41

Приложение 3. Подвижные игры по лёгкой атлетике…………………………………………42

Список использованной литературы……………………………………………………………44

Введение.

Основными принципами занятия являются:

Постоянная реализация основного педагогического закона - единство обучения и воспитания;

Продуманный и рациональный подбор учебного материала;

Знание техники и методики обучения различных видов легкой атлетики, умение самому продемонстрировать легкоатлетические упражнения;

Учет возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся;

Развивать и совершенствовать физические качества;

Постоянно способствовать развитию функционального состояния учащихся;

Использовать индивидуальные и групповые формы занятия;

Планировать ситуации, которые помогли бы учащимся использовать навыки легкоатлети-ческих упражнений в повседневной жизни.

Для повышения производительности занятия необходимо использовать упражнения, которые пробуждали бы интерес к двигательной деятельности, повышали бы эмоциональное состояние учащихся.

Опыт преподавателей ВУЗов показывает, что монотонные упражнения резко снижают интерес к занятиям. К таким видам относится обычная длительная и спортивная ходьба, бег, кроссы. Применение подобных упражнений с различными изменяющимися заданиями (бег с ускорением, в парах, тройной, через препятствия и т. д.) значительно повышает эмоциональность выполнения упражнений. В подготовительной части занятия целесообразно использовать выполнение ритмических упражнений под музыку (аэробика , спортивные танцы).

Все занятия необходимо проводить с высокой плотностью и обеспечивать постоянную занятость и активность каждого учащегося.

Необходимо предусмотреть рациональное соотношение физических нагрузок и отдыха. После интенсивных беговых упражнений необходимо проводить упражнения на гибкость и на осанку.

Необходимо использовать мотивированные оценки за выполнение техники легкоат-летических упражнений и уровень развития физических качеств. Низкий уровень развития качеств или плохое владение техникой упражнений вызывает негативное отношение к таким учащимся. Поэтому на всех занятиях необходимо целенаправленно включать упражнения на развитие физических качеств. Рекомендуется использовать такие варианты: развивать скоростные качества (время реакции, способность к ускорению, время одиночного движения, целостное выполнение упражнения до 6сек.; скоростно-силовые качества или ловкость), скоростно-силовые качества и ловкость; быстроту и гибкость; силу и гибкость; выносливость и гибкость.

Современное занятие должно предусматривать формирование необходимости приобретения теоретических знаний о технике выполнения упражнения, основам физических качеств, влияния занятий легкоатлетическими упражнениями на организм человека.

Специфические особенности различных вариантов бега, прыжков и метаний создают благоприятные возможности для воспитания морально-волевых качеств и трудолюбия.

По мере возможности занятия по легкой атлетике необходимо проводить на спортивной площадке, стадионе.

Обязательным компонентом занятия должны быть домашние задания. Они предусматрива-ют выполнение отдельных элементов техники упражнений, развитие физических качеств, приобретение теоретических знаний. Домашние задания разрабатываются преподавателем строго дифференцировано и должны содержать обязательный практический материал.

Каждое занятие по легкой атлетике требует высокого уровня организации. Это связано со сложностью выполнения легкоатлетических упражнений и обеспечение безопасности занятий. Должны быть исключены любые метания, стоя лицом друг к другу, встречные скоростные упражнения, эстафеты, прыжки на необорудованных местах, выполнение упражнений на скользком и мокром грунте.

Учитывая вышеприведенные общие методические рекомендации при составлении конспектов занятий руководствоваться следующими методическими установками.

В эту часть занятия необходимо включать различные построения, перестроения, уделять особое внимание осанке, а также четкому выполнению всех команд.

Целесообразно использовать различные комплексы упражнений на месте, в движении, в парах, в группах, со скакалкой и другими предметами. Включать упражнения, которые имеют эмоциональную окраску, использовать музыкальное сопровождение. Характерно, что в подготовительную часть занятия надо включать упражнения, которые не вызывают затруднения в их выполнении.

Необходимо в большом объеме включать упражнения для развития выносливости, силы, гибкости, скоростных качеств. На эту часть урока отводится 8-12 минут от общего времени. Необходимо и соблюдать следующее условие - упражнения подготовительной части не должны вызывать утомления.

Основная часть занятия. В этой части занятия предусматривается высокий уровень физических нагрузок и максимально использовать все имеющиеся условия для повышения эффективности обучения и воспитания. Необходимо четко соблюдать методическую последовательность в освоении видов легкой атлетики. Например, упражнения, связанные с точностью движений, сложной координацией, проявлением скоростно-силовых качеств и ловкости, целесообразно осваивать в начале основной части занятия, а упражнения на развитие силы и выносливости - в конце.

Подбор и использование упражнений для обучения и закрепления техники видов необходимо осуществлять по трем группам: а) общеподготовительные; б) подводящие, состоящие из имитационных и специальных; в) основные (целостное выполнение упражнений).

Упражнения целесообразно чередовать между собой, решая одновременно задачу сопряженного обучения технике с развитием необходимых двигательных качеств.

При разучивании и закреплении техники упражнений необходимо использовать групповой или поточный метод обучения. Это требует четкой организации группы и подготовки мест занятий и инвентаря. На основную часть занятия отводится 75 минут от общего времени.

Заключительная часть занятия. Проведение этой части занятия зависит от последующих занятий учащегося. Если есть последующие занятия, то в заключительной части занятия необходимо предусмотреть комплексы спокойных размеренных упражнений, направленных на расслабление, на внимание, на развитие гибкости, а также самомассаж. Задача состоит в том, чтобы в течение 3-5 минут снять эмоциональное и нервно-мышечное возбуждение.

В другом случае, если занятие проводится последним в расписании, то необходимо применять интенсивную нагрузку и в этой части занятия. Однако интенсивность не должна превышать уровня основной части. Можно проводить небольшие соревнования, игры с мячом, разнообразные эстафеты с полосой препятствий, комплексы упражнений на развитие скоростно-силовой выносливости и ловкости, силы и гибкости.

При построении плана проведения занятия необходимо соблюдать главное условие - подготовка и укрепление опорно-двигательного аппарата. Особенно необходимо предусматривать развитие силы мышц сгибателей и разгибателей стопы. Все виды легкой атлетики выполняются через взаимодействие с опорой, когда тело находится в вертикальном положении. Поэтому на опорно-двигательный аппарат и, особенно, стопу воздействуют значительные по величине нагрузки. Это требует систематического развития силы мышц туловища, конечностей. Если же постоянная нагрузка не чередуется с другими группами мышц, чему способствует чередование позы тела и исходных положений, то это может привести к развитию плоскостопия.

В занятиях по легкой атлетике необходимо применять следующие группы средств для укрепления стопы: а) силовые упражнения на развитие и укрепление мышц, опоясывающих стопу, которые связаны с удержанием ее нормального свода; б) скоростные и силовые упражнения для развития силы икроножной, сгибателей и разгибателей пальцев стопы; в)прыжковые упражнения, направленные на упругость продольного свода стопы (упражнения типа: быстрый перекат с пятки на носок, подъем на пальцах на возвышенность пятки ниже опоры, различные прыжковые упражнения с одной ноги на другую, прыжки в "глубину" с отскоком при высоте опоры 20-40 см. Для укрепления стопы необходимо выполнять упражнения при различной по твердости опоры (опилки, деревянное покрытие, резина, травяной грунт, песок). Развитие силы мышц сгибателей и разгибателей стопы, связочного аппарата должно находиться в поле внимания преподавателя.

Очень важно правильно разместить учебный материал по составным частям занятия. Предла-гается один из вариантов размещения учебных заданий в занятии:

Подготовительная часть занятия. Строевые упражнения, упражнения на осанку, бег с преодолением препятствий, с изменением темпа, направления, в ритме танца. Общеподготовитель-ные и специальные упражнения, направленные на подготовку к основной части занятия и видов легкой атлетики командные эстафеты, бег с форой, с переноской набивного мяча. Возможна и кроссовая подготовка, но она должна быть четко спланирована.

Основная часть занятия. Вначале выполняется комплекс подводящих упражнений, а затем облегченный вариант целостного упражнения или связки основных фаз. В заключение обязательно планируются скоростные и скоростно-силовые игры, эстафеты с набивными мячами. Все это должно способствовать развитию качеств.

Поурочные рабочие планы по лёгкой атлетике.

Разработал для преподавателей ВУЗов Плужнов Анатолий Евгеньевич,

старший преподаватель кафедры теории и практики физической культуры и спорта Костанайского государственного педагогического института.
Содержание стр.
Введение……………………………………………………………………………………………1

Поурочные рабочие планы по лёгкой атлетике – 1 курс………………………………………..3

Поурочные рабочие планы по лёгкой атлетике – 2 курс……………………………………....22

Приложение 1. Ошибки при выполнении легкоатлетических

Приложение 2. Упражнения для развития физических качеств………………………………41

Приложение 3. Подвижные игры по лёгкой атлетике…………………………………………42

Список использованной литературы……………………………………………………………44


Введение.
Занятие по легкой атлетике слагается из многих взаимосвязанных компонентов, которые и определяют его содержание.

Основными принципами занятия являются:

Постоянная реализация основного педагогического закона - единство обучения и воспитания;

Продуманный и рациональный подбор учебного материала;

Знание техники и методики обучения различных видов легкой атлетики, умение самому продемонстрировать легкоатлетические упражнения;

Учет возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся;

Развивать и совершенствовать физические качества;

Постоянно способствовать развитию функционального состояния учащихся;

Использовать индивидуальные и групповые формы занятия;

Планировать ситуации, которые помогли бы учащимся использовать навыки легкоатлети-ческих упражнений в повседневной жизни.

Для повышения производительности занятия необходимо использовать упражнения, которые пробуждали бы интерес к двигательной деятельности, повышали бы эмоциональное состояние учащихся.

Опыт преподавателей ВУЗов показывает, что монотонные упражнения резко снижают интерес к занятиям. К таким видам относится обычная длительная и спортивная ходьба, бег, кроссы. Применение подобных упражнений с различными изменяющимися заданиями (бег с ускорением, в парах, тройной, через препятствия и т.д.) значительно повышает эмоциональность выполнения упражнений. В подготовительной части занятия целесообразно использовать выполнение ритмических упражнений под музыку (аэробика, спортивные танцы).

Все занятия необходимо проводить с высокой плотностью и обеспечивать постоянную занятость и активность каждого учащегося.

Необходимо предусмотреть рациональное соотношение физических нагрузок и отдыха. После интенсивных беговых упражнений необходимо проводить упражнения на гибкость и на осанку.

Необходимо использовать мотивированные оценки за выполнение техники легкоат-летических упражнений и уровень развития физических качеств. Низкий уровень развития качеств или плохое владение техникой упражнений вызывает негативное отношение к таким учащимся. Поэтому на всех занятиях необходимо целенаправленно включать упражнения на развитие физических качеств. Рекомендуется использовать такие варианты: развивать скоростные качества (время реакции, способность к ускорению, время одиночного движения, целостное выполнение упражнения до 6сек.; скоростно-силовые качества или ловкость), скоростно-силовые качества и ловкость; быстроту и гибкость; силу и гибкость; выносливость и гибкость.

Современное занятие должно предусматривать формирование необходимости приобретения теоретических знаний о технике выполнения упражнения, основам физических качеств, влияния занятий легкоатлетическими упражнениями на организм человека.

Специфические особенности различных вариантов бега, прыжков и метаний создают благоприятные возможности для воспитания морально-волевых качеств и трудолюбия.

По мере возможности занятия по легкой атлетике необходимо проводить на спортивной площадке, стадионе.

Обязательным компонентом занятия должны быть домашние задания. Они предусматрива-ют выполнение отдельных элементов техники упражнений, развитие физических качеств, приобретение теоретических знаний. Домашние задания разрабатываются преподавателем строго дифференцировано и должны содержать обязательный практический материал.

Каждое занятие по легкой атлетике требует высокого уровня организации. Это связано со сложностью выполнения легкоатлетических упражнений и обеспечение безопасности занятий. Должны быть исключены любые метания, стоя лицом друг к другу, встречные скоростные упражнения, эстафеты, прыжки на необорудованных местах, выполнение упражнений на скользком и мокром грунте.

Учитывая вышеприведенные общие методические рекомендации при составлении конспектов занятий руководствоваться следующими методическими установками.

В эту часть занятия необходимо включать различные построения, перестроения, уделять особое внимание осанке, а также четкому выполнению всех команд.

Целесообразно использовать различные комплексы упражнений на месте, в движении, в парах, в группах, со скакалкой и другими предметами. Включать упражнения, которые имеют эмоциональную окраску, использовать музыкальное сопровождение. Характерно, что в подготовительную часть занятия надо включать упражнения, которые не вызывают затруднения в их выполнении.

Необходимо в большом объеме включать упражнения для развития выносливости, силы, гибкости, скоростных качеств. На эту часть урока отводится 8-12 минут от общего времени. Необходимо и соблюдать следующее условие - упражнения подготовительной части не должны вызывать утомления.

Основная часть занятия. В этой части занятия предусматривается высокий уровень физических нагрузок и максимально использовать все имеющиеся условия для повышения эффективности обучения и воспитания. Необходимо четко соблюдать методическую последовательность в освоении видов легкой атлетики. Например, упражнения, связанные с точностью движений, сложной координацией, проявлением скоростно-силовых качеств и ловкости, целесообразно осваивать в начале основной части занятия, а упражнения на развитие силы и выносливости - в конце.

Подбор и использование упражнений для обучения и закрепления техники видов необходимо осуществлять по трем группам: а) общеподготовительные; б) подводящие, состоящие из имитационных и специальных; в) основные (целостное выполнение упражнений).

Упражнения целесообразно чередовать между собой, решая одновременно задачу сопряженного обучения технике с развитием необходимых двигательных качеств.

При разучивании и закреплении техники упражнений необходимо использовать групповой или поточный метод обучения. Это требует четкой организации группы и подготовки мест занятий и инвентаря. На основную часть занятия отводится 75 минут от общего времени.

Проведение этой части занятия зависит от последующих занятий учащегося. Если есть последующие занятия, то в заключительной части занятия необходимо предусмотреть комплексы спокойных размеренных упражнений, направленных на расслабление, на внимание, на развитие гибкости, а также самомассаж. Задача состоит в том, чтобы в течение 3-5 минут снять эмоциональное и нервно-мышечное возбуждение.

В другом случае, если занятие проводится последним в расписании, то необходимо применять интенсивную нагрузку и в этой части занятия. Однако интенсивность не должна превышать уровня основной части. Можно проводить небольшие соревнования, игры с мячом, разнообразные эстафеты с полосой препятствий, комплексы упражнений на развитие скоростно-силовой выносливости и ловкости, силы и гибкости.

При построении плана проведения занятия необходимо соблюдать главное условие - подготовка и укрепление опорно-двигательного аппарата. Особенно необходимо предусматривать развитие силы мышц сгибателей и разгибателей стопы. Все виды легкой атлетики выполняются через взаимодействие с опорой, когда тело находится в вертикальном положении. Поэтому на опорно-двигательный аппарат и, особенно, стопу воздействуют значительные по величине нагрузки. Это требует систематического развития силы мышц туловища, конечностей. Если же постоянная нагрузка не чередуется с другими группами мышц, чему способствует чередование позы тела и исходных положений, то это может привести к развитию плоскостопия.

В занятиях по легкой атлетике необходимо применять следующие группы средств для укрепления стопы: а) силовые упражнения на развитие и укрепление мышц, опоясывающих стопу, которые связаны с удержанием ее нормального свода; б) скоростные и силовые упражнения для развития силы икроножной, сгибателей и разгибателей пальцев стопы; в)прыжковые упражнения, направленные на упругость продольного свода стопы (упражнения типа: быстрый перекат с пятки на носок, подъем на пальцах на возвышенность пятки ниже опоры, различные прыжковые упражнения с одной ноги на другую, прыжки в "глубину" с отскоком при высоте опоры 20-40 см. Для укрепления стопы необходимо выполнять упражнения при различной по твердости опоры (опилки, деревянное покрытие, резина, травяной грунт, песок). Развитие силы мышц сгибателей и разгибателей стопы, связочного аппарата должно находиться в поле внимания преподавателя.

Очень важно правильно разместить учебный материал по составным частям занятия. Предла-гается один из вариантов размещения учебных заданий в занятии:

Подготовительная часть занятия. Строевые упражнения, упражнения на осанку, бег с преодолением препятствий, с изменением темпа, направления, в ритме танца. Общеподготовитель-ные и специальные упражнения, направленные на подготовку к основной части занятия и видов легкой атлетики командные эстафеты, бег с форой, с переноской набивного мяча. Возможна и кроссовая подготовка, но она должна быть четко спланирована.

Основная часть занятия. Вначале выполняется комплекс подводящих упражнений, а затем облегченный вариант целостного упражнения или связки основных фаз. В заключение обязательно планируются скоростные и скоростно-силовые игры, эстафеты с набивными мячами. Все это должно способствовать развитию качеств.

Заключительная часть занятия. Предусматривает снижение интенсивности физических нагрузок с выполнением упражнений на гибкость, ловкость, координацию, внимание.

В заключении необходимо особо подчеркнуть, что при выполнении легкоатлетических упражнений необходимо избегать чрезмерных нагрузок на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, длительных напряжений статического характера, перенапряжения опорно-двигательного аппарата, монотонных длительных упражнений. При обучении нежелательно применять слишком длинное объяснение.

Таким образом, методика построения легкоатлетического занятия в ВУЗе представляет собой сложный процесс учебно-воспитательной работы преподавателя. Это предъявляет к преподавателю физического воспитания высокие требования к профессиональным знаниям и практическим навыкам.
Поурочные рабочие планы по лёгкой атлетике – 1 курс.
Занятие №1

Лекция №1. Физическая культура как социальное явление в жизни общества.
Занятие №2

Задачи:

1.Методическое занятие №1. Техника безопасности на занятиях физической культурой.

2. Развитие силы ног.

3.Обучение гладкому бегу в равномерном темпе.


- 60мин.:

- методическое занятие №1. Техника безопасности на занятиях физической культурой – 35мин .;

Ходьба, бег, общеразвивающие упражнения в круге – 15мин.;

Ускорения 3 х 40м.

2.Основная часть – 35мин.

Развитие силы ног:

Прыжки на двух ногах (на месте, в движении, лицом вперед); прыжки в положении присев в движении, лицом вперед; выпрыгивание вверх по сигналу (зрительному, слуховому, тактильному); прыжки на одной ноге и с чередованием двух ног; запрыгивание и спрыгивание толчком двумя ногами, одной ногой на небольшое возвышение (кубы, гимнастическую скамейку, горку матов и др.); прыжки по заданным ориентирам (обручам, кубам, гимнастическим скамейкам, резиновым коврикам и др.) – на удержание равновесия; выпрыгивание вверх по сигналу (зрительному, слуховому, тактильному); прыжки на двух ногах через препятствия (скамейки, обручи, маты, набивные мячи и т.д.) в длину и высоту. Перепрыгивание через скамейку сбоку толчком двумя ногами с опо-рой руками на скамейку.

Прыжки в высоту на месте с доставанием подвешенных ориентиров; выпрыгивание из полуприседа и глубокого приседа на двух ногах.

Прыжки на месте (на одной ноге, с поворотами направо и налево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места.

Научить технике бега по прямой дистанции.

Средства. 1. Бег с ускорением на 50-80 м в 3/4 интенсивности от максимальной. 2. Бег с ускорением и бегом по инерции (60-80 м). 3. Бег с высоким подниманием бедра и загребающей постановкой ноги на дорожку (30-40 м). 4. Семенящий бег с загребающей постановкой стопы (30-40 м). 5. Бег с отведением бедра назад и забрасыванием голени (40-50 м). 6. Бег прыжковыми шагами (30-60 м). 7. Движения руками (подобно движениям во время бега). 8. Выполнить 3, 4 и 6-е упражнения в повышенном темпе и перейти на обычный бег.

Методические указания. Перечень упражнений и их дозировка подбираются для каждого занимающегося с учетом недостатков в технике бега. Все беговые упражнения вначале выполняются каждым в отдельности. В беге с ускорением нужно постепенно увеличивать скорость, но так, чтобы движения бегуна были свободными. Повышение скорости следует прекращать, как только появится излишнее напряжение, скованность. При достижении максимальной скорости нельзя заканчивать бег сразу, а нужно его продолжить некоторое время, не прилагая максимальных усилий (свободный бег). Дистанция свободного бега увеличивается постепенно. Бег с ускорением - основное упражнение для обучения технике спринтерского бега.

Все беговые упражнения необходимо выполнять свободно, без излишних напряжений. При выполнении бега с высоким подниманием бедра и семенящего бега нельзя откидывать верхнюю часть туловища назад. Бег с забрасыванием голени целесообразнее проводить в туфлях с шипами. В этом упражнении следует избегать наклона вперед. Количество повторений рекомендуемых упражнений устанавливается в зависимости от физической подготовленности (3-7 раз).

3.Заключительная часть – 5мин.

Подведение итогов занятия.

Домашнее задание.
Занятия №3-4

Задачи:

2.Обучение бега в переменном темпе.
1.Вводно-подготовительная часть - 55мин.:

Построение, приветствие, сообщение задач занятия – 3мин.;

- методическое занятие№2. Основы самоконтроля – 25мин.;

Ходьба перекрестными шагами; ходьба приставными шагами правым, левым боком; ходьба спиной вперед; ходьба с чередованием длины шага; ходьба по бревну описанными выше способами - 3мин.;

Ускорения до 30 м; бег короткими и длинными шагами; бег спиной вперед; бег с выпрыгиванием по сигналу, зрительному ориентиру, медленный равномерный дозированный бег от 300 м. до 2500 м. (бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой); бег на прямых ногах; бег по ориентирам – 7мин.;

Общеразвивающие упражнения в движении – 10мин.;

Специальные беговые упражнения (техника) – 5 х 30м.;

Ускорения 3 х 40м.

2.Основная часть – 40мин.

Становление техники бега:

Бег с высокого старта 5 х 60м. 75-80% интенсивности.

Воспитание общей выносливости:

Медленный бег в переменном темпе – 30мин. Физически слабо подготовленным студентам чередовать бег с ходьбой (кросс может быть переменный и темповой).

При беге в переменном темпе пробегают дистанцию с различной скоростью. Например: тихо? быстро? медленно? очень быстро и т. д. вариантов можно придумать много.

Общая физическая подготовка (ОФП) – приложение 2.

Подвижные игры с обручем – приложение 3.

3.Заключительная часть – 5мин.

Подведение итогов занятия.

Домашнее задание.
Занятия №5-6

Задачи:

1.Совершенствование гладкого бега в равномерном темпе.

2.Совершенствование бега в переменном темпе.
1.Вводно-подготовительная часть - 35мин.:

Построение, приветствие, сообщение задач занятия – 3мин.;

страница 1